Упоминается в переписи Яхонтова (1579 год) как "деревня Вильгорт на реке на Косьве".
Затем встречается в летописях под названиями погост Косьвинский, погост Никольский, село Пермское Никольское тож и, наконец, село Перемское.
Павел Иванович Мельников-Печерский в своих "Дорожных записках" вскользь упомянул Перемское: "Косва у перевоза в ширину будет слишком 30 сажен. Тут на правом берегу ее находится довольно большое село Перемское. Имя его напоминает бывшую некогда здесь Биармию и Великую-Пермию".
Более подробными и очень любопытными наблюдениями о селе поделился Василий Иванович Немирович-Данченко:
"Первую церковь мы встретили у села Пермского. Ещё издали заметили её массивный белый силуэт у самой воды... Кругом превосходные постройки. Видно, что народ живёт зажиточно. Поля на десятки вёрст раскинулись кругом. Здесь, сравнительно, сеется много хлеба и урожай чудесный. Кому нельзя дома прокормиться, тот идёт заготовлять дрова для Чёрмоза или Кизела, а то и на заводскую работу нанимается... Само село разбросалось на большое пространство кучками. Тут группа изб - в полуверсте другая группа, а там третья... Таких групп мы насчитали до двенадцати... А вдалеке мерещились ещё и ещё. Бабы здесь совсем бесцеремонны. Нас с берега обдавали такими любезностями, что даже привычный Иван Степанович и тот диву дался.
- Ну, однако!.. только и мог проговорить он.
Зато только что мы причалили и вышли на берег, перемена декораций полная. Ещё минуту назад ругавшиеся девки застыдились и даже стали закрываться рукавами. Попробовал было им лоцман напомнить некоторые подробности их же собственного словаря - они и вовсе разбежались!..
Никого я по всему этому краю не встретил в лаптях. Пермский мужик всегда в исправных кожаных бахилах, которые сотнями тысяч заготавливаются в Сарапуле, на Чусовой и в Кунгуре. Отсюда их развозят во все захолустья... Даже в Вологду - в какой-нибудь Кадниковский уезд идут они.
- Перед этим Пермским селом каждую весну несчастья с барками.
- Шибко тонут.
- В мае между двумя барками расплющило мужика... Так чтобы вынуть труп, пришлось вырезать часть стены в одной из них.
- Что же они, разойтись не могли?
- Куда тут разойдёшься, когда разом целый караван собьётся. Чтобы понять, какая это кутерьма, нужно здесь самому быть. Иначе и представления более или менее верного себе не сделаете. Вот приезжайте к нам весной. Тогда вы нашу кормилицу Косьву не узнаете.
В Пермском селе даже роскошь заметна. Есть хорошие крестьянские избы с расписанными голубцами, красными и жёлтыми цветками фантастического рисунка. Около окон устроены затейливые шкапики того же пёстрого письма с набойкой на полатях. Кое-где просто по стенам расписано наивной кистью.
- Кто это у вас искусник такой?
- Из села Нижегородки один ходит. Да что, мы его ныне к себе не пущаем.
- Что так?
- На девок больно лих . Сколько он у нас перекастил их, страсть.
- Да ведь у вас на этот счёт не особенно строго. У вас баба должна остерегаться, а девка вольный казак.
- Точно это, а только водись со своими парнями. У нас такого заводу нет, чтобы с чужими. Чужой за себя не возьмёт - он перервал ей горло и прочь, а свои поженятся.
В крестьянских избах до пропасти картин суздальского дела навешено. Видимое дело люди со вкусом живут и не об едином хлебе заботятся. Особенно популярна обтянутая в трико дама с громадным шиньоном, катающаяся на велосипеде, тысячелетие России и ещё одна картинка совершенно фантастического содержания, где под ногами у коня с зелёным генералом в седле проходит процессия митрополитов и архиереев.
- Что это обозначает?
- Торжество!
- Какое?
- А бес его знает.
Тут в нынешнем году (1876) как с весны засел тиф, так и до сих пор держится. Народ мрёт от него - врачебная помощь совсем бессильна. Наезжал фельдшер, но он, с неделю позанявшись легкомысленным поведением, убрался восвояси; доктора нет. За всех за них лечит какая-то баба, даёт пить воду с трёх угольев, шепчет какие-то "тайные слова" по зорям и парит больных в бане. Больные после всех этих хлопот о их здравии "дохнут, хоть ты что хошь.
- У нас, брат, согласно помирают, не то что с упирательством; у нас так - помирать, так помирай. Мы этого нисколечко не боимся. Иному-то и помереть лестно, потому - оденут его во всё чистое, воют над ним, честь честью - ну, он и понимает это!.. А наши бабы точно что от кашля могут, от трясавицы могут, а от синей болезни - никак.
- Почему же эта болезнь синяя?
- Потому - человек весь поголубеет... Весь в синее пятно пойдёт... Это у нас каждую весну шибко держится болезнь... Ишь до самого леса дотянулась... Всё от реки. Бедушшая наша Косьва река. Другие реки смирные есть, а наша буйная, яркая, кормилица! А что толку в смиренстве? Смирен пень, да что в нём?
Местный тип совершенно иной, чем в верховьях Косьвы. С Пермского села начиная, живёт здесь народ рослый и сильный. Плечи широкие, хребты могучие. Пермские на заводах любят работу при кирпичных печах, вообще открытую, на земле. В рудник под землю пермского никак не заманишь. "Последнее это дело от солнышка хорониться. Мы не черви, чтобы в землю заползать. Человеку указано на земле жить".
Мягкие зелёные луговины стелются отсюда вдоль реки, особенно по левому берегу - уходят они в необозримую даль. По сочным низинам торчат пихты; мерещатся богатые нивы по отлогим скатам там, где земля едва всхолмливается... Где-то далеко, далеко, нет да и примерещится смутный профиль одиноко стоящей горы. А там, смотришь, и целый кряж, - точно какая-то тучка застоялась на горизонте... Мы отплыли из Никольского (Пермского) к вечеру... Солнце склонялось-склонялось к западу, да и пропало не дойдя до горизонта.
- Неужели село уже?
- Не должно по времю. В мороку, надо быть, ушло".
"Массивный силуэт" Богоявленской церкви, построенной в 1830 году, виден издалека и сейчас, но он давно уже не белый. Храм закрыт в 1936 году, здание использовалось как склад и пекарня, сейчас заброшено.
Сайт Перемского сельского поселения сообщает, что в селе сохранилось здание волостной управы начала XIX века, и работает больница, построенная в 1910 году.
Больница (на здании есть табличка, ошибиться сложно)
Но где была волостная управа, можно только предположить. Мне показалось подходящим под описание вот это здание
А о том, как связаны Перемское и мой родной город - Барнаул, - в следующей части.
Journal information