Наталья Аксентьева (klyaksina) wrote,
Наталья Аксентьева
klyaksina

Category:

19 сентября. Исторические дни в Чердыни и Ныробе

"Исторические дни в Чердыни и Ныробе" — под таким названием две недели назад прошли на севере Пермского края мероприятия, посвящённые "400-летию Дома Романовых".
Чердынь и Ныроб — места старинные, с богатой историей, связанной, в том числе, и с царской династией.

В 1601 году пятеро братьев Романовых — дяди первого царя из династии, Михаила Фёдоровича, были обвинены в колдовстве и сосланы в разные части России.
Михаил Никитич попал в деревню Ныробку.
Предание о ныробском узнике передавалось от поколения к поколению, а записал его первым, по всей видимости, Василий Николаевич Берх:

"Посещавши здешнее любопытное место троекратно в 1815, 18 и 19 годах, собрал я об оном очень подробные исторические сведения. Виновником первой поездки моей в Ныробскую волость был столетний крестьянин Максим Денисов Пономарёв. Древний чердынец сей, приходя несколько раз в Пермь ходатайствовать по делам своей волости, навещал меня каждый раз, и рассказами о несчастном боярине Михаиле Никитиче Романове, явленном образе и Девьей пещере, родил во мне желание осмотреть всё собственными глазами.
Прибыв в Ныроб, остановился я в доме его, и пошёл вместе с ним осматривать пещеру, в коей кончил жизнь свою злополучный М.Н. Романов. Сопровождая меня, доставил мне Максим следующее сведение: "Михайла Никитича привезли сюда зимою в 1601 году, при нём находился некто Роман Тюшин (по списку о бывших в Сибири воеводах, составленному при Тобольском Архиерейском доме, видно, что в 1608 году были воеводами в Туринске Иван Никитич Годунов и Роман Андреевич Тюшин) и шесть человек сторожей, кои принялись немедленно выкапывать для него яму. Пока они трудились над делом сим, то Михаила Никитича, стоявшего подле саней, завалило снегом. Утеснённый оным, схватил он обеими руками сани и отбросил оные шагов на десять в сторону. Столь необыкновенная сила, - продолжал Максим, - удивила ныробцев; сани были так тяжелы, что едва пять человек могли оные тронуть с места. Дорывши землянку, посадили в оную Михаила Никитича, оставя только малое отверстие для света, а стражи расположились в ближнем домике. Через несколько времени, когда морозы очень усилились, сделали в землянке маленькую печь.
В сем положении сидел всю зиму несчастный боярин. С наступлением весны ныробцы, узнав, что ему не дают ничего более, кроме хлеба и воды, научили детей своих носить к нему в дудочках квас, масло и подобные вещи. Дети, как будто играя около землянки, спускали в оную дудочки свои и питали подобным образом заточённого Михаила Никитича. В один несчастный день Роман Тюшин, прохаживаясь по лугу, заметил, что дети спустили что-то в подземелье; он схватил их, начал пытать и изведал, что они по приказу отцов своих носят пищу боярину. Злобный исполнитель годуновой мести схватил немедленно шестерых сопричастных ныробцев и отослал их в Москву, за крепким караулом. В царствование В.И. Шуйского возвратились в Ныроб только два человека из сих страдальцев и рассказывали, что остальные четыре товарища их померли от жестоких пыток и изнурительного содержания в тюрьме".
Михаил Никитич, просидев только год в подземелье, окончил дни свои. Максим рассказывал мне, что у них носился слух, будто бы его уморили с голоду; ибо буйная стража его, привыкшая к табаку и вину, не имея здесь оного, беспрестанно роптала, и ожидая с нетерпеливостью кончину его, едва ли не споспешествовала оной. Миллер говорит также в своих "Исторических отрывках": "Михаил Никитич Романов сослан в Пермь в деревню Нырпу, семь вёрст от города Чердыня, содержался в темнице, но вскоре потом удавлен". Ежели бы последнее было справедливо, то память о сем могла легко сохраниться в Ныробе.
Бывши сам несколько раз в помянутом подземелье, думаю, что Михаил Никитич умер не насильственной смертью, а ещё удивляюсь, как мог он прожить год в такой тесной и сырой яме. Максим Пономарёв, ходячий памятник всех ныробских происшествий, рассказывал, что Михаил Никитич Романов был большого роста, весьма плотен телом, и имел необыкновенную сил. Последнему можно легко поверить; ибо бывши на нём железа хранятся поднесь в церкви, и удивляют тяжестью своею каждого путешественника.
Плечные железа или так называемый стул весом 39 фунтов
Ручные железа 12 фунтов
Кандалы или нижние железа 19 фунтов
Замок 10 фунтов
Итого 2 пуда"

Похоронили Михаила Никитича недалеко от места заточения (в 1607 году останки перевезли в Москву), впоследствии на этом месте была построена деревянная Никольская церковь, а в 1736 году каменная Богоявленская




Над ямой поставили деревянную часовня, освящённую в честь Михаила Архангела. В конце XVIII века вместо деревянной часовни построили каменную, но в 1932 году она была снесена.
В 2001 году поставили часовню-сень. Сейчас её можно увидеть в Чердыни:

Апрельская фотография



А в Ныробе год назад была открыта новая каменная часовня




На фотографии видны люди в костюмах. Это актёры ныробского исторического театра на ландшафте.











Работает театр с 2001 года, выступают не профессиональные артисты, а обычные местные жители.
Наверное, прародителем театра можно считать народный хор из Искора, который в 1913 году в дни празднования 300-летия Дома Романовых поставил оперу "Жизнь за царя".
Кстати, к 300-летию часовня Михаила Архангела была отреставрирована, а вокруг Романовского сада установлена ограда











Оковы ныробского узника сохранились до сих пор, выставлены в чердынском краеведческом музее. Ежегодно приложиться к ним приезжают сотни паломников




А в этом году в музее к "Исторически дням" был открыт "Романовский зал".






Вот так плавно мы перенеслись в Чердынь. На самом деле от Ныроба до Чердыни 40 километров — примерно 1 час по асфальтированной дороге.

19 сентября в Чердыни также проходили торжественные мероприятия.

Была освящена часовня Покрова Божией Матери. Фундамент каменной часовни, построенной в 1867 году и разрушенной в 30-е годы XX века, нашли при раскопках в центре города. Один из бывших жителей города помог её восстановить.






Во дворце культуры "Ветлан" прошёл Романовский бал




В будущем музейном комплексе, который планируют создать в здании церкви Ильи Пророка, жителям и гостям Чердыни были представлены "Исторические картины"




А закончился этот насыщенный событиями день огненной мистерией








Праздничные мероприятия прошли в рамках проекта "Чердынские клады" программы "Пермский край — территория культуры). Подробнее о "Чердынских кладах": http://klyaksina.livejournal.com/714137.html
Tags: Культовые сооружения, Музеи, Ныроб, ПК - ТК, Район ПК Чердынский, Съездили, Чердынь
Subscribe

promo klyaksina октябрь 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments