Наталья Аксентьева (klyaksina) wrote,
Наталья Аксентьева
klyaksina

Category:

Пермские трамваи 55 лет назад

Вспомнила вдруг, что есть у меня ешё одна хорошая книжечка про Пермь, но постарше, 1957 года издания.
Точное название и выходные данные не скажу, книжечка подобрана на улице, некоторые листы вырваны, некоторые изрезаны.

Вот что писали о трамваях (автор статьи В.П. Пономарёва): "Транспортная сеть между отдельными районами города разнообразна. Из Ленинского в Кировский район можно проехать комфортабельными речным катером, а в Орджоникидзевский, кроме того, - электропоездом. Но основными средствами сообщения по прежнему остаются трамвай и автомобиль.
Первая очередь пермского трамвая пущена к двенадцатой годовщине Великой Октябрьской социалистической революции - в 1929 году. Пермь получила изготовленные Бельгийским обществом 11 открытых вагонов. Первое время использовались три из них. Протяжённость линии (в одну нитку) составляла 13 километров. По единственному маршруту - Осинская улица - Мотовилиха - трамвай перевозил 4830 человек в день.
С тех пор этот вид транспорта, удобный и дешёвый, непрерывно развивается. В 1930 году началось строительство второй очереди. Городская железная дорога пролегла от Осинской улицы до вокзала станции Пермь II. Началась укладка поперечной двухпутной линии - от улицы Орджоникидзе до сада имени Горького. За 1931-34 годы вторую линию довели до посёлка имени Сталина (с устройством поворотного кольца) и до станции Пермь I. Длина её составила 9,6 километра. После этого начали укладку третьей линии - от улицы Толмачёва до лесокомбината "Красный Октябрь". Её в основном одиночный путь вытянулся на 9,4 километра. На линии устроили четыре разъезда. В 1939-40 году вступила в строй ещё одна двухпутная линия - улица Белинского - Бахаревка - протяжением в 7,5 километра.
К 1941 году трамвайные пути составляли 44 километра. Эксплуатировалось 63 вагона из имевшихся 79. В дни Великой Отечественной войны, когда в город эвакуировалось много промышленных предприятий, трамвай перевозил за сутки 143 169 человек. Его широко использовали для перевозки раненых с вокзалов в госпитали и грузов - на промышленные предприятия. Для разгрузки вагонов были построены специальные тупики. В трудное военное время коллектив трамвайщиков создал свою ремонтную базу: механический, электрический, кузнечный, тележечный, столярный, малярный цехи, цех пневматического оборудования.
Многое сделано после окончания войны. Близ "Красного Октября" началось строительство нового депо на 40-50 вагонов. Через год там был пущен литейный цех, что расширило объём и улучшило качество ремонта подвижного состава своими силами. В районе Перми II пути для усиления безопасности движения были перенесены на полотно, обособленное от автотрассы. В 1948 году пермяки стали ездить в первых цельнометаллических вагонах.
Сейчас управление трамвая имеет 129 вагонов, 57 километров линий. Ежедневно в среднем трамвай перевозит 195 183 человека - в 40 с лишним раз больше, чем в год основания. Парк обслуживают два депо, службы движения (диспетчерский аппарат, вагонные бригады, контролёры-ревизоры), пути (ремонтные бригады), электрохозяйства (группа, обеспечивающая эксплуатацию контактной сети и всех тяговых подстанций).
В коллективе трамвайщиков трудятся десятки кадровых рабочих, пришедших на предприятие в дни его организации. Первенство в соревновании за регулярность и безаварийность движения держат водители М.Ф. Гах, А.Г. Леушканова, М.И. Ваганова. Многие пассажиры хорошо знают всегда вежливых, быстро работающих кондукторов А.Н. Милентьеву, Ф.В. Чижову. Успешно борется за выполнение графика диспетчер А.М. Черемных. Мастерами своего дела зарекомендовали себя токарь-бандажник М.С. Сарваров, слесарь А.Т. Гах, водитель служебного поезда Ф.Г. Васюков, стрелочница Л.П. Борисова, монтёр Г.С. Поспелов, работница Н.Г. Кощеева. Немало полезных усовершенствований внедрили в производство рационализаторы - механик парка М.Н. Куликов, столяр П.К. Ермаков, начальник механического цеха В.М. Колесов.
Движение трамвая в городе осуществляется по шести маршрутам.
Некоторые маршруты, особенно связывающие Пермь I с посёлком Владимирским и Разгуляй с Бахаревкой, в часы "пик" сильно перегружаются. Ослабить это напряжение поможет новая линия протяжённостью в 5,2 километра. Она соединит улицы Шадринскую и Белинского, пройдёт мимо Центрального колхозного рынка, по улице Громова и около Дворца культуры имени Сталина выйдет на восьмой маршрут Разгуляй - Бахаревка. Строительство этой линии, создаваемой силами общественности города, заканчивается.
Пермский нефтеперерабатывающий завод ведёт сооружение 30-километровой трамвайной линии от Осенцов до улицы Ленина. Уже проложены пути, построены мосты через речки Мулянку и Данилиху, подвешивается контактная сеть, строятся новые подстанции. Близ ипподрома возводится депо на 50 вагонов с последующим развитием до 100 мест. В 1957 году по новой линии пойдут новые поезда.
В течение года предстоит выполнить ещё ряд значительных работ: перенести двухпутный участок линии на дамбу, прокладываемую через Егошиху, поставить дополнительные тяговые подстанции, построить четырёхэтажное общежитие для движенцев".


Маршруты






Tags: Пермь — история, Трамвай
Subscribe

promo klyaksina october 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments