Наталья Аксентьева (klyaksina) wrote,
Наталья Аксентьева
klyaksina

Страдания пермских бурёнок

Обыватели жалуются на то, что отцы города палец о палец не ударят, чтобы позаботиться о городском выгоне для скота, преимущественно для коров. На городских справедливо жалуются, что им нельзя доверять скот: к вечеру коровы возвращаются голодные, измученные, исхлёстанные. Если представляется какая-нибудь возможность, обыватель выгоняет скот в поле сам, поручая это дело своей прислуге, а не городскому пастуху. Поступает он так не вследствие излишней бережливости, - напротив, будь у города хороший выгон и хорошие пастухи, обыватель с удовольствием отдал бы не 2 рубля или 2 рубля 50 копеек, которые город сейчас взимает с владельца коровы, но и вдвое больше, - а именно потому, что горьким опытом убедился, насколько невыгодно доверять скот наёмным городским пастухам.
Вопрос о постоянном и рационально устроенном выгоне возбуждался в нашей думе не однажды, и не однажды дума постановляла устроить такой выгон, поручив дело специалисту. Помнится даже, что на одном думском заседании был указан и такой специалист, именно гласный думы И.П. Бенедиктов, который и изъявил согласие выполнить возложенное на него поручение. Устроить городской выгон - это не Бог весть какое сложное дело: земли у города достаточно, надо только разбить отведённое под выгон поле на делянки и периодически их обсеменять кормовыми травами, наиболее для выгона пригодными. Но почему-то это постановление думы до сих пор не исполняется, и пастухи гонят каждый божий день несчастных бурёнушек куда-то далеко по Сибирскому тракту.
У тех же хозяев, которые сами выгоняют скот, опять другая беда: бурёнушка, сие неиспорченное дитя природы, имеет, к сожалению, весьма сбивчивые понятия о чужой собственности, почему она, возвращаясь домой без провожатого, не прочь полакомиться сочной травкой, растущей у домов, по улице или на площадях, например в Разгуляе или около Воскресенской церкви. Ан тут-то её и ждёт неприятность: полицейский страж, застигнув преступницу на месте преступления, ведёт её в часть, откуда бурёнушку можно добыть только за выкуп. Собственно говоря, бурёнушка имеет резон для оправдания: на обязанности города лежит мощение улиц и площадей, следовательно, расти траве на городских улицах не подобает и присутствие её тут в обильном количестве - это реальный укор отцам за нерадение об удобствах горожан. И всё-таки, несмотря на штрафы, взимаемые полицией, горожане, особенно проживающие ближе к окраинам, предпочитают выгонять скот в поле без помощи пастухов, предоставлять его до вечера собственной его инициативе, а затем высылать для встречи молоконосного постояльца кучера, дворника или кухарку.
Советуем думе понастоять на скорейшем разрешении вопроса об устройстве городского выгона. Пора думать о том, чтобы у обывателя было хорошее молоко и хорошая говядина. Будем надеяться, что не за горами те дни, когда "мычащие стада" будут возвращаться домой сытыми, здоровыми, с молочным богатством, а не с боками, исполосованными кнутом.

Бювар. 6 августа 1903
("Прогулки по старой Перми: Страницы городского фельетона конца XIX - начала XX в.")

Tags: ПГВ
Subscribe
promo klyaksina october 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments