В 1728-1730 годах для постройки медеплавильного завода на реке Барнаулке Демидовым в деревню Усть-Барнаульскую было направлено 200 приписных крестьян Невьянского завода и 200 крепостных крестьян с Олонецкого края.
В 1739 году началось сооружение плотины Барнаульского медеплавильного завода.
5 июля 1744 года пущен Барнаульский медеплавильный завод.
В мае 1747 года Указом императрицы Елизаветы Петровны Барнаул (Барнаульский завод) определен центром ведомства Колывано-Воскресенских горных заводов.
26 февраля 1748 года - начало плавки серебра на Барнаульском сереброплавильном заводе и отправка в Санкт-Петербург первого каравана с серебром.
1763 год - по описи в поселении Барнаульского завода имеется 10 улиц, 698 домов.
1771 год – Барнаул переведен в ранг горного города и определен главным центром горного управления Колывано-Воскресенских заводов.
1806 год – «Проект горного положения» официально признал в России два горных города – Екатеринбург и Барнаул.
1893 год - закрытие сереброплавильного завода.
Во второй половине XIX века создаются заводы:
в 1864 году - содовый завод М.Б. Пранга,
в 1894 - винокуренный завод "Братьев Ворсиных и Олюниной",
в 1907 - лесопильный завод Козловых,
в сентябре 1907 года "Товарищество братьев Ковиных" (производство верёвочно-канатных изделий, впоследствии - "Алтайский завод агрегатов")
Барнаул "из мирного и безмятежного уголка Петербурга с повадкою неспешашего в делах аристократа становится весьма крупным торговым центром, живым и бойким коммерсантом" ("Сибирский торгово-промышленный календарь", 1911 год).
В 1912 году в Барнауле насчитывалось более 500 магазинов и лавок, в которых вели торговлю купцы Морозовы, Смирновы, Суховы, Поляковы, Сбитневы, Поскотиновы.
Алтайская сельхозпродукция вывозилась не только в европейскую часть России, но и за границу. Об экспорте зерна уже писала. Ценилось и алтайское сливочное масло - ежегодно до 16 тысяч тонн вывозили из Барнаула в Англию, Германию, скандинавские страны. На страницах еженедельника "Алтайский крестьянин", издававшегося в Барнауле с 1912 г., довольно часто публиковали сведения о погоде в странах западной Европы: алтайские поставщики масла должны были знать, в какой стране их товар раскупается быстрее в результате затянувшихся дождей и наступившего в связи с этим похолодания, а где временно не находит сбыта, залеживается и портится из-за усилившейся жары.
2 мая 1917 года в Барнауле произошёл - пожар, о котором писали российские газеты под заголовком "Гибель Барнаула". Официальная причина пожара не была названа, есть несколько версий:
Первая - пожар начался во дворе начальника пожарной части, который. несмотря на сильный ветер, решил проконопатить лодку и на открытом костре разогревал смолу.
Вторая - у кого-то загорелась баня.
Третья - пожар начался одновременно в разных частях города, поджигатели - "варнаки" - особо опасные преступники, сбежавшие из тюрьмы.
Было уничтожено более 60 кварталов центральной части города. Сгорели: городская управа, окружной суд, отделы уездной и городской милиции, библиотека, мельница, лесопильный завод, шубное и пимокатное производство, телефонная, электрическая и водонапорная станции, 13 учебных заведений, пять гостиниц, кинотеатры, приюты для детей, ночлежки и пожарная часть, 730 старинных усадеб.
Без жилья остались около 20 тысяч человек, в то время как население Барнаула составляло 56 тысяч.
Город постепенно восстановился.
В 1932 году в Барнауле был заложен крупнейший в Западной Сибири меланжевый комбинат.
Строились жилые здания, детские сады, школы, больницы.
Во время Великой Отечественной войны в Барнауле разместилось около ста промышленных предприятий из Москвы, Ленинграда, Одессы, других городов.
В городе стали работать крупные машиностроительные предприятия - заводы "Трансмаш", котельный, станкостроительный, радиозавод.
В 50-60-е годы были построены заводы химического волокна, шинный, асбестотехнических изделий и другие.
В XX веке город рос и развивался.
Сейчас территория Барнаула (включая подчиненные населенные пункты) - 939 кв. км.
В составе города пять административных районов: Железнодорожный, Индустриальный, Ленинский, Октябрьский, Центральный.
Население на 1 января 2011 г. - 670,8 тыс. человек.
В городе действуют 34 больничных и 52 амбулаторно-поликлинических учреждения, 4405 предприятий потребительского рынка, 25 государственных и негосударственных вузов, а также филиалов, 11 средних специальных учебных заведений, 13 училищ и лицеев, 83 школы, 161 детское дошкольное учреждение. Работают 4 театра, 5 музеев, 7 парков, 27 библиотек, 4 кинотеатра.
Барнаул - крупнейший транспортный узел, через него проходят Южно-Сибирская, Туркестано-Сибирская железные дороги; автомобильные трассы связывают город с населенными пунктами края, с г. Новосибирском, Кузбассом, Казахстаном; воздушные линии - со многими городами России, ближнего и дальнего зарубежья.
Использована информация с сайта http://www.barnaul.org
30 августа проехали по части исторического центра, фотографировала на бегу. Жалко, что было очень мало времени, потому что по Барнаулу нужно ходить пешком.
В следующий раз надеюсь провести здесь не меньше недели и показать вам лучшие стороны своего родного города. А пока несколько снимков.
Демидовская площадь
Проект Демидовской площади
Название площади дал обелиск в честь 100-летия горного дела на Алтае - "Демидовский столп".
Возводился с 1825 по 1839 годы. Сложенный из блоков серого гранита, обработанного на Алтае, он имеет высоту 14 метров. На гранях постамента первоначально были укреплены памятные бронзовые доски с надписями: "Столетию Колывано-Воскресенских заводов, свершившемуся в царствование Императора Александра I лета 1825 года", "Колыванские заводы основаны статским советником Демидовым в 1725 году. Вступили в собственность Его Императорского Величества в царствование Императрицы Елизаветы I в 1747 году" (http://www.museum.ru)
Самая ранняя постройка на площади - заводской госпиталь (1819 - 1845 годы)
Открытка начала XX века
Напротив - богадельня для инвалидов сереброплавильного завода
Открытка начала XX века
Горное училище
Открытка начала XX века
Прогуляемся от Демидовской площади по улице Ползунова.
Канцелярия Колывано-Воскресенских заводов (конец XVIII века, здание несколько раз перестраивалось) - улица Ползунова, 41.
С 1762 по 1766 год в деревянной конторе, стоявшей на месте этого здания, работал Иван Иванович Ползунов, изобретатель "огнедействующей" (паровой) машины.
"Материальный магазин для хранения инструментов, материалов и заводской казны" (1819 - 1824 г.) - улица Ползунова, 39
Главная чертёжная Алтайского горного округа (вторая половина XIX века) - улица Ползунова, 48
Главная химическая лаборатория Колывано-Воскресенских заводов (1844-1851 г.) - улица Ползунова, 40
В 1913 году здание отдано под краеведческий музей (музей создан в 1823 году, является одним из старейших музеев Сибири)
Рядом с музеем растёт маньчжурский орех.
Подобрала несколько плодов, попробую вырастить на даче.
Народный дом (1900 год) - улица Ползунова, 35.
В 1931 по 1973 годы здесь размещался драматический театр, сейчас - филармония
В следующей части - деревянная архитектура Барнаула.
Части 1-2 - 10-13 августа - Дорога. Клепиково: http://klyaksina.livejournal.com/502154.html
Часть 3 - 14 августа - Едем в горы: http://klyaksina.livejournal.com/502444.html
Часть 4 - 15 августа - Пещеры: http://klyaksina.livejournal.com/503243.html
Часть 5 - 16 августа - По Усть-Канскому району: http://klyaksina.livejournal.com/503444.html
Часть 6 - утро 17 августа - Река Кумир: http://klyaksina.livejournal.com/504396.html
Часть 7 - день 17 августа - Пограничная зона: http://klyaksina.livejournal.com/504702.html
Часть 8 - утро 18 августа - От Тюгурюка до Верхнего Уймона: http://klyaksina.livejournal.com/508398.html
Часть 9 - день 18 августа - Верхний Уймон: http://klyaksina.livejournal.com/508860.html
Часть 10 - вечер 18 августа - утро 19 августа - Верхний Уймон - Ак-коба. Фауна: http://klyaksina.livejournal.com/509089.html
Часть 11 - день 19 августа - Ак-Коба - Тюнгур. Белуха: http://klyaksina.livejournal.com/509553.html
Часть 12 - вечер 19 - утро 20 августа - Тюнгур - Мендур Соккон: http://klyaksina.livejournal.com/510172.html
Часть 13 - день 20 августа - От Усть-Кана до Чуйского тракта: http://klyaksina.livejournal.com/512256.html
Часть 14 - утро 21 августа - Кусочек Чуйского тракта: http://klyaksina.livejournal.com/512659.html
Часть 15 - день 21 августа - Камышлинский водопад. Манжерок: http://klyaksina.livejournal.com/513495.html
Часть 16 - 26 августа - Алтай Хлебный: http://klyaksina.livejournal.com/515238.html
Часть 17 - 27 августа - Колывань. Завод: http://klyaksina.livejournal.com/515934.html
Часть 18 - 27 августа - Колывань. Музей истории камнерезного дела на Алтае: http://klyaksina.livejournal.com/517692.html
Часть 19 - 27 августа - Колыванстрой: http://klyaksina.livejournal.com/517899.html
Часть 20 - 27 августа - озеро Моховое, гора Синюха, река Белая: http://klyaksina.livejournal.com/519063.html
Часть 21 - 28 августа - Озеро Белое, село им. 8 Марта, Колыванское озеро: http://klyaksina.livejournal.com/519188.html
Часть 22 - 28 августа - село Курья: http://klyaksina.livejournal.com/519432.html
Стоянки "on-line":
14-15 августа: http://klyaksina.livejournal.com/493277.html
15-16-17-18 августа: http://klyaksina.livejournal.com/493483.html
18-19-20-21-22 августа: http://klyaksina.livejournal.com/493809.html
26-27 августа: http://klyaksina.livejournal.com/495032.html
27-28 августа: http://klyaksina.livejournal.com/495261.html
Journal information