Наталья Аксентьева (klyaksina) wrote,
Наталья Аксентьева
klyaksina

Categories:

Барнаульское метро

Серию постов о Барнауле хотела бы начать с рассказа о барнаульском метрополитене.

Годом рождения Барнаульского метрополитена считается 1972, когда столицу Алтайского края посетил Леонид Ильич Брежнев в ознаменование рекордного урожая зерновых. Вернувшись в Москву, на заседании Политбюро генсек сказал: "Вы знаете, поездил я по стране — везде просьбы, просьбы, и только на Алтае — широкий государственный подход. Руководство края смотрит в будущее и думает о завтрашнем дне. Его надо поддержать". Так было принято решение на уровне ЦК, которое поручило Совмину СССР и РСФСР рассмотреть вопрос о создании в Барнауле метрополитена, для поощрения тружеников села и города.


В октябре—ноябре 1972 года проводились изыскательские работы, разработан проект первых станций метро. По замыслу руководителей города, линия метро должна была пройти под главной магистралью Барнаула — проспектом Ленина. И в декабре того же года, началась закладка шести шахтных стволов. Работы шли в ускоренном темпе и 22 апреля 1974 года, к 104-летию В. И. Ленина состоялось торжественное открытие одноименной линии метро. А на следующий день шесть станций пилонного типа — "Речной вокзал", "Площадь Советов", "Октябрьская", "Новый рынок", "Северо-Западная" и "Проспект Космонавтов" приняли первых пассажиров.

Руководители края и города, при поддержке ЦК, не остановились на достигнутом — в 1975—1980 годах метростроевцы проходят сложный участок от Демидовской площади до железнодорожного вокзала, связанный с осыпаемыми грунтами и большим перепадом высот. Все станции "Октябрьской" линии - "Площадь Победы", "ВРЗ", "Челюскинцев", "Красноармейский проспект" и "Площадь Спартака" (ныне "Демидовская") - являлись конструкциями глубокого заложения и лишь пересадочная "Пионерская" создается открытым способом. Параллельно этому, новые станции были созданы на востоке города — "Комсомольская", "Пушкинская" и "Советская" (с переходом на "Октябрьскую").

В 1980 году за успехи в строительстве Барнаульского метрополитена город награждается Орденом Октябрьской революции. Во второй половине 1980-х годов были осуществлены планы местростроителей по соединению спальных районов с центром города, для того, чтобы решить уже тогда начавшиеся проблемы с загруженностью основных автомагистралей Барнаула. Всего за 7 лет с 1984 по 1991 года в строй вошло 5 станций на синей линии ("Проспект Строителей", "Малаховская", "Павловская", "Урожайная", "Докучаевская". Линия прошла под Павловским трактом и улицей Попова.

После большого периода, связанного с нестабильной экономической обстановкой в стране, в начале 2006 году возобновились работы про прокладке новых тоннелей. Первой из современных станций стала "Восточная" на Октябрьской линии. А 2009 году открыты три станции новой Власихинской линии - "Силикатная", "Балтийская" и "Малаховская 2".

В начале января 2011 года глава администрации Барнаула Игорь Савинцев объявил о новых грандизных планах Барнаульского метрополитена. Заручившись финансовой поддержкой федерального бюджета в рамках программы "Модернизация транспортной структуры малых городов России", а также при участии таких бизнесменов как М. Прохоров и В. Потанин, была создана стратегия развития Барнаульского метро на 2011—2014 годы. По планам метростроевцев в строй должны быть введены ещё 2 линии, в том числе Кольцевая, а также 21 новая станция. Над проектированием работали специалисты из Санкт-Петербурга, а для строительных работ планируется привлечь коллег из Москвы и Казани со специальными щитами по прокладке тоннелей.

Одной из первых станций, сооружённых после начала реализации программы - стала "Озёрная", открытая весной 2011 года.

По состоянию на ноябрь 2011 года в Барнауле функционирует 26 станций, кроме того в стадии проектирования и строительства находится ещё 23 станции. В данный момент в городе действует 5 линий метро — Ленинская, Октябрьская, Павловская, Власихинская и Кольцевая, общая длина которых равна 47 км. Ещё две линии проектируются.
Ленинская линия — 6 действующих станций (Проспект Космонавтов — Северо-Западная — Новый рынок — Октябрьская — Площадь Советов — Речной вокзал), а также 1 проектируемая (Нагорный парк). Общая длина 8 км, время в пути 14 минут.
Октябрьская линия — 7 действующих (Восточная — ВРЗ — Пионерская — Площадь Победы — Челюскинцев — Красноармейская — Демидовская), и 3 проектируемые (Новоалтайская, Университетская и Телецентр). Общая длина 11,2 км, время в пути 19 минут.
Павловская линия — 8 действующих станция (Озёрная — Докучаевская — Урожайная — Павловская — Малаховская 1 — Проспект Строителей — Советская — Комсомольская — Пушкинская), а также 3 проектируемые (Турина Гора — Улица Советской Армии — Библиотека имени Шишкова). Общая длина 15,8 км, время в пути 23 минуты.
Власихинская линия — 3 действующие станции (Силикатная — Балтийская — Малаховская 2), а также 2 проектируемые (Борзовая заимка — Южная). Общая длина 10 км, время в пути 14 минут.
Юбилейная линия — 4 проектируемые станции (Моторный завод — Кардиоцентр — Юринская — Дом быта).
Кольцевая линия — 2 действующие (Улица Георгиева — Юбилейный парк) и 10 проектируемых станция (Власихинская — Молодёжная — ЦУМ — Обской бульвар — Фабричная — Изумрудная — Проспект Калинина — Гвардейская — Суховская — Антоно-Петровская). Общая длина 18,2 км. Время в пути 35 минут.

В 2008 году барнаульский метрополитен стал лауреатом четвертой Национальной премии транспортной отрасли России "Золотая колесница".

В октябре текущего года в барнаульском метро впервые в России начались испытания инновационных винтовых эскалаторов.

Пробные модели были установлены на базе одного из депо, а также в шахтах строящихся станций Кольцевой линии. Тесты на прочность, безопасность, эстетическую привлекательность и устойчивость к суровому сибирскому климату будут проводиться в течение нескольких недель.
Инженеры и специалисты, занимающиеся монтажом аналогичного оборудования, планируют круглосуточно в 2 смены кататься на опытных образцах.
Одним из плюсов винтовых эскалаторов называют их небольшие размеры, сравнимые с обычной винтовой лестницей. На новых станциях взамен 3-4 громоздких старых эскалаторов, можно будет установить до 10 инновационно-модернизированных моделей.
Предполагается, что нововведение ускорит пассажиропоток, при этом затраты метро на монтаж и обслуживание будут в 2 раза ниже обычного. Сборку винтовых эскалаторов планируется осуществлять на одном из барнаульских заводов по немецким лицензиями.

1 ноября в ходе своего официального визита в Барнаул несколько строящихся объектов Барнаульского метрополитена посетил Дмитрий Медведев.

Надо сказать, что президент России — не единственная известная личность, посетившая барнаульское метро: в 1996 году при открытии нового выхода со станции "Октябрьская" около Дома под шпилем присутствовал гость, посол Швеции в Барнауле г-н Патерсон. Восхищенный красотой Барнаульского метрополитена и высокими темпами строительства, г-н Патерсон решил оставить дипломатическую карьеру (тем более что г-н Патерсону в это время уже было под 60) и попросил устроить его на работу в барнаульский метрополитен. Руководство предприятия пошло навстречу уважаемому дипломату и предоставило ему место вахтера на полюбившейся ему станции "Октябрьская". Многие барнаульцы помнят этого благообразного, статного, седоволосого , вахтера. Товарищ Патерсон проработал вахтером до 2007 года. Когда он умер, решением городских властей гастроном "Под шпилем" был переименован в "Супермаркет Патерсон". Так память о благородном шведском дипломате-вахтере была увековечена в истории города.

Вся информация и фотографии с официального сайта барнаульского метрополитена: http://www.barnaul-metro.ru
Фотография с Л.И. Брежневым с сайта http://www.barnaul.org
Схема линий: http://www.barnaul-metro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=4&Itemid=8
Виртуальный музей: http://www.barnaul-metro.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=62&Itemid=70

Фотографии из семейного архива

1981 год.

Сейчас на этом месте идёт строительство станции "Телецентр"

1987 год.

В пятистах метрах станция метро "Проспект Строителей"
Tags: Алтайский край, Барнаул, ПОУ, Съездили, Фотолица
Subscribe

promo klyaksina october 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 51 comments