Алтайцы называют коновязь чакы.
Вселенная в представлении алтайцев делится на три части: небо, земля, преисподняя или верхний, средний и нижний миры.
В небесном мире живут светлые божества и духи с верховным божеством Ульгенем, в земном мире - духи окружающей природы, огня, ветра, духи умерших шаманов, подземный мир населён душами умерших людей и чудовищами, злыми духами, владыка нижнего мира - Эрлик.
Коновязь - своеобразная модель мира.
Строки из алтайского сказания "Маадай-Кара"
"Горой на берегу речном
У девяти гранитных скал
Аил в сиянье золотом
Стогранный каменный стоял.
Близ входа в каменный дворец
Литая коновязь была,
Ее серебряный конец
Глубь поднебесья приняла,
Другая коновязи часть
В мир подземельный уперлась.
В подземном мире - Айбыстан,
В заоблачном - Юч-Курбустан,
Властители подводят к ней
Своих божественных коней.
А промежуточная часть,
Где вязь узоров растеклась
В спокойном свете серебра,-
Принадлежит Маадай-Кара".
Коновязь, как и Вселенная, состоит из трёх частей.
Верхушка, устремлённая ввысь, символизирует будущее человека, средняя часть, где находятся ступени - символ настоящего, на этом уровне коновязи ставят знаки рода, подземная часть - это прошлое, корни рода.
Строительство нового дома начиналось с установки коновязи, символа гостеприимства хозяев.
По количеству ступеней можно было судить о благосостоянии семьи, если ступени три, значит, хозяева не могут принять одновременно более трёх гостей; традиционная коновязь имеет шесть ступеней.
Согласно обычаю гостеприимства, гостя встречают у коновязи, принимают поводья его коня, помогают спуститься, придерживая стремя, а затем под руки вводят в жилье.
Коновязь является и символом мужской силы.
В ней концентрируется мужская энергия семьи, поэтому чакы нельзя переносить на другое место, рубить, сжигать. Если возникает необходимость в замене, старую коновязь убирают в тайное место, где никто не может на неё сесть или наступить.
Ставят коновязи не только у домов, но и у родников, на перевалах и памятных местах.
Пост основан на рассказах местных жителей и на научность не претендует.
На Келейском перевале
На подъезде к Кырлыкскому перевалу
В селе Тюгурюк
В Мендур Сокконе
В Ябоганской степи
В селе Ело
Journal information