Наталья (klyaksina) wrote,
Наталья
klyaksina

Алтай 2011. Часть двенадцатая. Тюнгур - Мендур Соккон

Части 1-2 - 10-13 августа: http://klyaksina.livejournal.com/502154.html
Часть 3 - 14 августа : http://klyaksina.livejournal.com/502444.html
Часть 4 - 15 августа: http://klyaksina.livejournal.com/503243.html
Часть 5 - 16 августа: http://klyaksina.livejournal.com/503444.html
Часть 6 - утро 17 августа: http://klyaksina.livejournal.com/504396.html
Часть 7 - день 17 августа: http://klyaksina.livejournal.com/504702.html
Часть 8 - утро 18 августа: http://klyaksina.livejournal.com/508398.html
Часть 9 - день 18 августа: http://klyaksina.livejournal.com/508860.html
Часть 10 - вечер 18 августа-утро 19 августа: http://klyaksina.livejournal.com/509089.html
Часть 11 - день 19 августа: http://klyaksina.livejournal.com/509553.html

Стоянки "on-line":
14-15 августа: http://klyaksina.livejournal.com/493277.html
15-16-17-18 августа: http://klyaksina.livejournal.com/493483.html
18-19-20-21-22 августа: http://klyaksina.livejournal.com/493809.html

19 - 20 августа
В Тюнгуре, любуясь Белухой, провели слишком много времени, а нам ещё нужно было выехать из пограничной зоны, кончался срок действия пропуска, поэтому до поста ехали быстро и без остановок, только в Усть-Коксе забежали в магазин, набрали воды и заправились.
На ходу щёлкала фотоаппаратом в разные стороны











Такой поворот - обычное дело


Усть-Кокса. Аэропорт.


На заправке встретили бычка-токсикомана, он долго-долго нюхал и облизывал шланг, а потом пошёл бодаться с соплеменниками






И на горных дорогах бывают пробки



Впереди пограничный пост "Кырлык". Успели выехать, не нарушив режим



Сдали пропуск и начали искать место для стоянки, то есть, ехать, смотреть по сторонам и обсуждать, куда лучше свернуть с дороги.
Ой, ещё одна пробка



За этим увлекательным занятием доехали до поворота на Мендур Соккон, где, по слухам, находится музей алтайского быта.
(Мендур-Соккон в переводе с алтайского "градом битый")
Решили переночевать в окрестностях села, а утром посетить музей.
Палатку ставить не стали, потому что было уже темно и страшно и место показалось мне не очень уютным, спали втроём в машине.

Утром, пока готовили завтрак, пообщались с местным жителем, который проезжал мимо (стояли мы почти на дороге), он рассказал, что рядом с нами родник с хорошей водой, которая очень полезна для глаз.
Надо сказать, местные жители (особенно, не в туристических районах) вообще очень приветливы, общительны и дружелюбны, всегда здороваются, даже если едешь мимо на машине; если сами проезжают мимо, обязательно посигналят, кивнут или остановятся поговорить.

Родник

Ещё к нам приходил паучок




После завтрака отправились искать музей.
Местные жители подсказали, где живёт директор. Оказалось, в этот день в музей стремились не только мы, но и две студентки, кажется, из Барнаула, которые тоже только что подъехали к дому Николая Андреевича Шодоева, создателя музея.
Выяснилось, что большую часть экспонатов перевезли в музей Усть-Кана, столицы района, но кое-что осталось.
Экскурсия началась с посещения аила - традиционного алтайского жилища.
Аил снаружи

и внутри







Николай Андреевич рассказал, что аил (который сейчас в алтайских сёлах используют в основном как летнюю кухню) - это не просто жильё, а семейный храм.
Для того, чтобы в аил могли проникать духи, в крыше обязательно есть отверстие, пол всегда земляной, а очаг - открытый.
Вообще, мы очень много говорили о духах и душе, о законах Вселенной, ведь Николай Андреевич автор таких книг как "Алтайский билик - древние корни народной мудрости России", "Основы алтайской философии", "Белая вера" .
Вот, например, вступление к книге "Основы алтайской философии": "Алтайский айлаткыш (философия Алтая) содержит систему воззрений на основе древнетюркских идей и знаний о возникновении духов, души человека и всего живого мира, о роли Природы, её духов, о роли народа и его судьбах. Основы Биликизма помогают понимать ход и перспективу общественного развития. Разобраться в процессе развития духа, души и тела, неизбежности наступления времени победы Белой Веры".

В основном здании музея всего понемногу - археология, религия, этнография, история села...




















Пока были в музее, начался дождь, знал, что мы вернёмся в Усть-Канскую долину, решил не идти через перевал, в Уймон, а подождать нас здесь (напомню, это мы привезли его в Усть-Кан с Девичьих плёсов))).

Ну а мы решили снова от него убежать и поехали в сторону Чуйского тракта.
Об этом в следующей части.


Трек Тюнгур - Мендур Соккон - 189 километров: http://gpsed.com/track/8650037109828837663

Tags: Алтай 2011, Беловодье 2011, Мендур Соккон, Музеи, Съездили, Треки
Subscribe
promo klyaksina october 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments