Наталья Аксентьева (klyaksina) wrote,
Наталья Аксентьева
klyaksina

Categories:

Алтай 2011. Часть девятая. Верхний Уймон

Части 1-2 - 10-13 августа: http://klyaksina.livejournal.com/502154.html
Часть 3 - 14 августа : http://klyaksina.livejournal.com/502444.html
Часть 4 - 15 августа: http://klyaksina.livejournal.com/503243.html
Часть 5 - 16 августа: http://klyaksina.livejournal.com/503444.html
Часть 6 - утро 17 августа: http://klyaksina.livejournal.com/504396.html
Часть 7 - день 17 августа: http://klyaksina.livejournal.com/504702.html
Часть 8 - утро 18 августа: http://klyaksina.livejournal.com/508398.html

Стоянки "on-line":
14-15 августа: http://klyaksina.livejournal.com/493277.html
15-16-17-18 августа: http://klyaksina.livejournal.com/493483.html

18 августа. Верхний Уймон.
Село находится на правом берегу Катуни в Усть-Коксинском районе Республики Алтай.
Основано в 1786 году старообрядцами.
Верхний Уймон считается местом, рядом с которым находится легендарная страна Беловодье.
С сайта http://uimonvesti.ru:
"Со времён Владимира Красно Солнышко на Руси Великой жила легенда о Беловодье. Это земля обетованная, земной рай. На Алтае очень много названий со словом "белый". "Белая земля", или по-старинному – это чистая, свободная, вольная; там нет начальства, нет места ни унижению, ни оскорблению человека. "Там каралички (баранки) на деревьях растут, реки молочные, а берега у рек кисельные".
Г.Д. Гребенщиков в книге "Алтайская Русь" так писал о Беловодье: "Обилие голубых и говорливых рек, высоких причудливых гор, покрытых ковром из всевозможных цветов, всё это делало этот край земным раем. Как было первым славянам, попавшим на Белые воды, не вообразить себя спасителями истинной веры, нашедшими утраченное благочестие. С непоколебимым убеждением они верили, что святое Беловодье и есть тот потерянный и возвращённый рай, к которому издавна гонимые русские люди шли через пытки и кровь, через испытания и преступления".
Много людей уходило искать Беловодье, среди них были и староверы-уймонцы: Атамановы, Бочкарёвы, Огнёвы. Уходили искать Беловодье и в Китай, к озеру Лобнор.
Старожил Уймонской долины Фёкла Семёновна Атаманова (1907 года рождения) так рассказывала о Беловодье в 1982 году: "Надо искать Беловодье, потому что там горячие целебные воды. Да не даётся оно всем, Беловодье. Недостойный, неправедный душой не попадёт туда. Беловодье-то, сказывают, между Бухтармой и Китаем. Широко место то. Зиновья Харитоновна Соколова, в деревне все её Соколихой звали, с сыновьями искала Беловодье, ушли из деревни. Сказывают люди, будто бы она письмо присылала, да адрес свой не указала. Старики говорили: "Есть оно, Беловодье-то, есть. Добраться туда нелегко, подойдут люди близко-близко, на другом берегу петухи кричат, коровы мычат, а туман-то, туман, синё аж! Застелет всё. Кто не грешный, тот и проходил поди".
Власти знали, что уймонцы укрывали беглых, те жили на заимках, в избушках. Сердились на уймонцев, хотели расселить Уймон, но то ли руки не дошли, то ли передумали – Уймон не расселили, а вот стражники уводили искателей Беловодья и садили их за замки железные, за двери дубовые. Пройдёт немного времени — а они опять в Уймоне.
До сих пор в Уймонской долине многие верят, что есть где-то заветное место, куда попадали в разные годы праведники с Уймона и Бухтармы (Восточный Казахстан). А тот, кто неправедный душой, - или погибал, или возвращался назад.
Может, потому люди и оставались в Уймонской долине, что видели: вот оно, Беловодье. Дикая природа, речки, ручьи, родники, заросли черёмухи, акации, рябины, тополя, берёзы, тут же и петухи поют, и коровы мычат, и люди, которые во многом сохранили "древнее благочестие".

В 1926 году в Верхнем Уймоне побывали Николай Константинович, Елена Ивановна и Юрий Николаевич Рерихи.

С сайта http://altay.sibro.ru:
"С 1923 по 1928 год Николай Константинович Рерих руководил Центрально-Азиатской экспедицией, целью которой было обследование малодоступных районов Центральной Азии: Тибета, Алтая, Китайского Туркестана и др. Впоследствии она была внесена в золотой фонд географических открытий мира.
Летом 1926 года путь экспедиции пролегал через горный Алтай. С 7 по 19 августа Рерихи останавливались в Верхнем Уймоне - древнейшем селе Алтая.
Прибыв в Верхний Уймон, Рерихи расположились в известном на всю округу доме Варфоломея Семёновича Атаманова, которого односельчане называли Вахрамеем. Он являлся патриархом многочисленного семейства, владельцем двухэтажного дома, пасеки и кузни. В хозяйстве его имелись стада овец, коров и лошадей до 300 голов.
По рассказам и рекомендациям Рерих знал об этом крестьянине как об одарённом и просвещённом человеке. Не известно, какое образование получил Атаманов, скорее всего был самоучкой, одним из тех самородков, какими по праву гордится Россия. У него была хорошая библиотека, он выписывал из Барнаула книги по медицине, лечил всю округу, правил кости, принимал роды.
Вахрамей Семёнович знал лечебные травы, и стены его библиотеки на верхнем этаже дома, где он принимал больных, были увешаны пучками целебных растений, в знании которых ему не было равных: для консультаций к нему приезжали специалисты по ботанике даже из Москвы.
Атаманов, как лучший знаток потаённых троп Алтая, водил по горам и долинам Прикатунья экспедиции учёных и художников.
...
Село Верхний Уймон было стационарной базой, откуда члены экспедиции ежедневно выезжали на конях в горы и окрестные селения. Исследовали старинные погребения, изучали местные обычаи и наречия, записывали легенды; собирали горные породы; крестьян также просили собирать в разных местах особые камни, а женщины в селе шили под них мешочки.
...
Почти полных две недели неустанно изо дня в день продолжалась напряжённая работа членов экспедиции. С раннего утра, после лёгкого завтрака, начинались маршруты, пешие или конные, близкие или дальние, строго продуманные по целям... У каждого были свои, строго очерченные обязанности, но выполнялись и общие, когда поездки совершались в полном составе. Определились и пристрастия индивидуальные: Морис Михайлович, помимо занятий минералами и обдумывания проектов экономического сотрудничества, увлёкся записями алтайских народных мелодий; Юрий Николаевич много фотографировал и, очарованный, как и отец, недюжинной личностью Вахрамея Семёновича, эпизод за эпизодом снимал кинокамерой “жизнь его, опыты его и науки”, что должно было стать частью большого фильма об Алтае и его жителях; Елена Ивановна в полную силу пользовалась возможностью в дни, свободные от “экскурсирования”, спокойно работать над книгою. Она так и запомнилась жителям села: “Возле окна обычно сидела. Всё писала, писала. Не по книгам, а на память писала”. Сыну от неё постоянно доставалось: “шутила, мол, он ленивый, дневника писать не хочет”. Наибольшая нагрузка приходилась между тем на Николая Константиновича, как на общего координатора действий... А ведь ко всему прочему рука каждую свободную минуту тянулась к этюднику... Рерих писал этюды везде, никогда не расставаясь с мольбертом. Даже к седлу он прикреплял маленький ящик — этюдник — и во время езды на лошади набрасывал красками пейзажи.
О минеральных богатствах Алтая Рерих говорил: "Здешняя местность как вчера родилась. Золотые здешние места". И сожалел: "...Глух и заброшен Алтай..." "И не построен ещё город на месте новом". Литератору Валентину Булгакову он писал: "...Алтай является не только жемчужиной Сибири, но и жемчужиной Азии. Великое будущее предназначено этому замечательному средоточию..."

Рерих предсказывал, что долине между Верхним Уймоном и Катандой предназначено стать местом будущего центра культуры, для которого здесь имелось всё: и богатства природные, и красоты невиданные, и земли плодородные.
Эта долина виделась ему подходящим местом для строительства будущего города — Звенигорода.
...
Объектом пристального внимания Н.К.Рериха были археологические памятники Алтая. Он упоминает в своём дневнике каменных баб, оленные камни, керексуры и кезеры. Оленные камни — это скалы, камни или загадочные плиты, покрытые древними петроглифами — изображениями оленей с откинутыми на спину рогами. Керексуры — древние курганы, надмогильные холмы, сложенные из больших камней, ограждённые каменными столбами или плитами с нанесёнными на них знаками; они схожи с кельтскими менгирами в Европе. Кезеры — надмогильные памятники Алтая, каменные изваяния. Они настолько хорошо сохранились, что, глядя на них, можно ясно представить себе покрой древних одеяний и типы оружия. Многие из этих памятников относятся к уйгурской эпохе (X – XIV вв.) и имеют надписи, частично прочитанные исследователями.
Каждый такой объект, встреченный на пути экспедиции, подвергался осмотру, тщательно описывался, и эти сведения заносились Юрием Николаевичем в путевой дневник, так как одной из задач экспедиции была "регистрация обнаруженных... могильных курганов и других следов кочевой культуры, расположенных вдоль северной границы Тянь Шаня, Джаировых гор и Алтая, ещё не описанных в научной литературе". Также записывались сведения, связанные с отношением местных жителей к памятникам старины.
...
Уже в те годы Рерих утверждал, что и в доисторическом и в историческом отношении Алтай представляет невскрытую сокровищницу.

Сейчас в бывшей усадьбе Вахрамея Атаманова (второй этаж сохранился, первый восстановлен) находится мемориальный музей Н.К. Рериха.
Экспозиции музейного комплекса:
- Жизнь и творчество Н.К. и С.Н. Рерихов;
- Экспедиция по Центральной Азии;
- Минералы Алтая и мира;
- "Древняя летопись Алтая" (археологическая выставка);
Есть видеолекторий, книжный магазин, художественный салон.



Пройдём по музею



Быт старообрядцев




Репродукции






Фотовыставка


Усадьба








В здании библиотеки, расположенной по соседству, со 2 июля по 19 августа проходила выставка подлинников картин Н.К. и С.Н. Рерихов. Зашли и туда.


Библиотека. Фотографировать картины запрещают.

Чуть дальше находится музей истории и культуры Уймонской долины.
Основательницу музея - Раису Павловну Кучуганову - историка, краеведа, писателя, фольклориста, просто замечательного гостеприимного человека можно слушать бесконечно долго.
Тем, у кого нет такой возможности, предлагаю прочитать отрывок из её книги "Где воды Катуни и Коксы слились”: http://uimonvesti.ru/?p=371. Букв, как говорится, много, но очень интересно.
Здесь же для памяти выложу пословицы-поговорки жителей Уймонской долины

О гостеприимстве: "Странного прими, голодного накорми, в печали разговори. А если нечем, хлеба дай, а хлеба нету, кваса дай, а кваса нету, водой да приветь".

О труде: "Бог любит труд", "В труде греха нет", "Где работают – там густо, а у ленивого дома пусто", "Кто спит весной – тот плачет зимой", "У ленивого Емели – семь воскресений на неделе", "Дерево познается по плоду, а человек по делу".

О морали и воспитании: "Возьмешь чужу иголку-потеряешь свою коровку", "Хочешь узнать про детей, так спроси у людей", "Муж пьет-два угла горят, жена пьет-весь дом горит", "Кто детям потакает, тот потом слезы проливает".

О домашнем хозяйстве: "Чистота в избе-чистота в душе", "У нее все прибрано, как в ящичке", "Чистота в красоте, красота - в чистоте", "Где чисто - там ангелов сто, где грязно-там ни одного", "Не та жена любит, которая ласкает, а та у которой все кругом сверкает", "Каково крыльцо, таково лицо", "Что у девицы на голове, то и в голове", "Плохая хозяйка – плачет дом, плохой хозяин – плачет двор".

О правилах общения, правде и лжи: "Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт", "Лучше ногою запнуться, чем языком", "Прибереги язык в беседе, а сердце – в гневе", "Отмолчишься, как в саду отсидишься", "Клевета что уголь, не обожжёт - так замарает", "Кривая дорога всегда к болоту приведёт", "Будешь лукавить – так чёрт задавит".

О семейной жизни: "Выглядывай жену не из двери, а с колыбели", "Бери пашню ближнюю, а жену дальнюю", "Свадьба скорая что вода полая", "Не с богатством жить, а с человеком", "В чужую жену чёрт ложку мёда подложил", "Сын плохой – мать виновата, муж плохой – жена виновата", "Муж без жены, как рыба без воды", "Чужа шуба – не одежа, чужой муж – не надежа", "Жена верховодит – муж по соседкам ходит", "Тяжко жить без любимого, а еще тяжелее с нелюбимым", "Лучше страдать да любить, чем не любя на свете жить", "Легче полено к груди прижать, чем нелюбимого", "Добрая-то жена дом соберёт, а худая рукавом растрясёт", "Мир в семье женой держится", "В семье лад – так и в закромах клад", "Баня веничком метётся, дом хозяюшкой ведётся" "Без жены мужчина, что вода без плотины", "За хорошей головой жена молодеет, а за плохой как земля чернеет", "Муж-то с женой если бранятся, то под одной шубой ложатся", "У плохого-то мужа жена всегда дура", "Жена мужу не прислуга, а подруга", "Железо не уваришь, злой жены не уговоришь", "Лучше хлеб есть с водой, чем жить со злой женой", "Назло мужу сяду в лужу", "Добрая жена что камень драгоценный", "Не та счастлива, что у отца, а та, что у мужа".
"Скажу Вам словами умных, мудрых людей, моих друзей, что какой бы мужик не был, он уличная собака, на улице управится, а в бабью работу не лезет. А бабья работа – мир, покой и уважение. Как еще говорят – "на привет собачку манит" или "по привету уходят к обеду". Поэтому куда муж уйдет, если жена к нему с лаской, добром, любовью, домашними угощениями. От этого никакой муж не откажется. Еще говорят: "У добрых супругов две души, да едина любовь".
"Между мужем и женой не должно быть никаких секретов: черно, бело – все переговорено". Поэтому главное – великое терпение и уважение друг к другу, умение прощать. В старину говорили – надо жалеть друг друга. Плохо, если ты встала поздно и не приготовила мужу завтрак, он не евши ушел на работу, пришел домой, а в доме не прибрано. Или жена не посмотрела, в какой муж рубашке: глаженой или неглаженой, чистой или грязной. Из всего этого складывается в слово "жалеть".

О матери: "Есть много слёз на свете. Но нет дороже и горячее материнских слёз. Всё, что ты плохо сделал для матери, не приходит сразу к тебе. Проходит сначала по жизни. Те же обиды к тебе вернутся. Недолго, коротко – и к тебе это придёт. Заручаешь ведь вперёд к себе", "Материнска-то ладонь высоко подниматся, да не больно бьёт", "Материнская молитва со дна моря достанет", "Жена - для совета, тёща- для привета, да нет милей родной мамоньки".

О жизни: "В одном пуху не проживешь", "Что город – то товар, что деревня – то поверье, что изба – то обычай"

О добре и зле: "Ты добром врачуй сердца-то злые, пусть плюют, а ты не плюй. Улыбайся, смотри на врагов своих, знай их в лицо и отплачивай им добром. Обидел тебя человек, ты встань на восток, помолись и скажи: "Дай Бог ему здоровья, злата, серебра. Пусть короба его хлебом полны будут".

Фотографии из музея




















Tags: Алтай 2011, Беловодье 2011, Верхний Уймон, Музеи, Съездили
Subscribe

promo klyaksina october 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments