В управлении пермской железной дороги получен утверждённый устав железнодорожного клуба. Клубу разрешены карты, буфет, бильярд и, разумеется, устройство различных литературных, музыкальных и танцевальных вечеров. В пристрое к новому зданию, что напротив центрального здания управления, имеются и вверху, и внизу просторные злы с достаточным количеством света, которые, по всей вероятности, и будут приспособлены под клуб. Кроме того, от пресловутых "объединительных" вечеров остались не одни лишь приятные воспоминания, но нечто весьма реальное и очень ценное, а именно: целая коллекция музыкальных инструментов, в том числе и пианино, так что служащие дороги предвкушают удовольствие иметь собственный оркестр. За музыкантами. певцами и чтецами дело также не станет. Крупный процент всего количества членов местных кружков - драматического и музыкального - падает. как известно, на служащих дороги. да и не только количественный крупный процент, но и качественный. по крайней мере в отношении драматического кружка.
В нашем городе три клуба - Благородное собрание, Общественное собрание и Военный (офицерский) клуб. Два первые носят характер всесословности, понимаемой в смысле смешения чиновников и торговцев, с лёгким преобладанием в первом из них элемента крупного чиновничества, а во втором, то есть в общественном или купеческом собрании, - элемента купеческого и чиновничества более мелкого. И здесь так же, как в кружках, железнодорожники составляют крупный процент всего числа посетителей. Поэтому нет ничего удивительного, что громадная железнодорожная семья решила выделиться в самостоятельную общественную единицу и сгруппироваться под знаменем собственного клубного устава, под кровом собственного клубного помещения. Функционирует же, и как ещё прекрасно, специальный офицерский клуб. число членов которого не может и в сравнение идти с будущим контингентом железнодорожного клуба. Появление нового клуба можно только приветствовать. Какова будет у него физиономия и как широко он проявит свою дееспособность, - это покажет будущее, а пока нам хотелось бы надеяться, что под его эгидой сумеет ожить наш вконец захиревший музыкальный кружок. В самом деле, отчего бы железнодорожному клубу не собрать бережно тот пепел. в который превратился музыкальный кружок, чуя приближение смерти, и не попробовать возродить последний, как феникса, из его же собственного пепла? Затем в нашем городе есть ещё мифический кружок. который не умирал лишь потому, что и не жил, и который занесён в памятную книжку местного историографа, в главу о мифах и легендах, под названием "кружок любителей изящных искусств". Может быть, и он желает восчувствовать сладость бытия и попросить новый клуб принять на себя труд его воплощения?
Всё возможно, всё может быть или не быть. А пока несомненно одно, что в недалёком будущем железнодорожные дамы и кавалеры будут иметь возможность поразмять в танцах свои члены и мозги, одеревеневшие от занятий в тесных и душных комнатах управления, поразвлечься от монотонного бряканья на счётах, познакомиться друг с другом поближе - и всё это у себя, дома, в качестве хозяев и хозяек. От души желаем железнодорожникам, чтобы идея о собственном клубе дала хорошую тягу, попала на верный путь и получила движение, чтобы клубу даны были хорошее управление и материальная поддержка и чтобы статистика его успехов давала такие отличные результаты, которые устранили бы всякую мысль о необходимости прибегнуть к ремонту его благих начинаний и, тем более, к сдаче их в архив.
Бювар. 1 февраля 1905
Здание железнодорожного управления находилось в начале Торговой (Советской) улицы (в районе проходных завода им. Шпагина).
Военный (офицерский) клуб - открыт в 1885 году, находился на углу Верхтурской (Островского) и Торговой (Советской) улиц.
("Прогулки по старой Перми: Страницы городского фельетона конца XIX - начала XX в.")
Journal information