Наталья Аксентьева (klyaksina) wrote,
Наталья Аксентьева
klyaksina

Category:

Варфоломеевская ночь в театре

Боже мой, какое ужасное дело совершил Карл Валуа! Душегубство его привело в отчаяние даже луну.
Это было третьего дня. Луна не выдержала и с горя нализалась как стелька. Я бы оштрафовал реквизитора: зачем он дал ей водку? И где он достал водку в варфоломеевскую ночь? Легкомысленное, чисто бутафорское отношение к нравственности. Луна так шаталась, так бесстыдно плясала и изгибалась, что, по выражению передовиков, дальше уже некуда было идти.
На кого, спрашивается, протокол составлять? У дебоширов, звукоподражавших на галёрке всем животным, полное оправдание: совсем не они были пьяны, а луна. Подите-ка, доказывайте обратное. Луна сыграла им в руку. Протоколу - крышка. Мудрено ли, что балерины чувствовали себя особенно хорошо и веселились напропалую. Как иначе себя чувствовать, когда
Кругом всё скачет, скачет,
Всё пляшет, пляшет, пляшет,
начиная с такой солидной дамы, как луна?
За луну, где следует, испугались: я положительно видел, как за нею следил спутник, очевидно, ещё не открытый астрономами; это - очень маленький, как бы блуждающий сбоку огонёк. Ему, конечно, было не до астрономии: он защищал честь луны, но, увы, как ни старался, как ни ёрзал, честь луны полетела кувырком через все облака.
Варфоломеевскими можно назвать все наши театральные ночи. Галёрка правит ими, предавая уничтожению, вместо гугенотов, всякий намёк на порядок и приличие. Есть охотники до этого и в партере. Все артисты имеют в Перми успех, все без исключения. Им аплодируют не ради их достоинств и заслуг, а ради собственного баловства. Вот уж поистине театральная публика. Всё, что надо дома делать или, вернее, чего нигде не следует делать, она делает в театре; идёт туда, чтобы давать спектакли для самоё себя. Беспрерывный рёв, гвалт, шабаш столбом стоят весь вечер. Это просто спортсмены, занятые рекордом на перекрикивание, пересвистыванье, перешипенье.
В партере сидит некий мужчина, ежесекундно выстреливающий "браво, браво!" таким тоном: я, дескать, и сам не думал, что будет хорошо, а выходит, право, ничего, хвалю, хвалю. Остальная публика заболела эпидемическою неврастенией. Опера с балетом впереди, столпотворение - позади. В один приём - это штука непереваримая.
Свежий человек, попав в наш театр, может вынести ряд ошибочных выводов. Например, на представлении "Гугенотов" он подумал был, что в Перми очень популярна идея всеобщего разоружения: когда господин Круглов-Невер энергично сломал шпагу, то дикому восторгу галёрки конца не было. Но зато раздались громоподобные крики и тогда, когда хористы стали якобы колоть друг друга, и так далее. И бойня - хорошо, и ломание оружия - здорово.
И вся-то штука оказывается в... водке. Несколько крикунов переночевали в участке, где могли на досуге с успехом размышлять на тему о своём благосклонном участии во всё кавардаке варфоломеевской ночи в городском театре. Невинный балет из Перми тоже "невиновен, но не заслуживает снисхождения", потому что вдохновляет безобразников на всё, даже на собачий лай.
Хорошо, знаете ли, в праздник посидеть в пермском театре.

Кри-Кри. 28 сентября 1897
("Прогулки по старой Перми: Страницы городского фельетона конца XIX - начала XX в.")

Tags: ПГВ
Subscribe

promo klyaksina october 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments