Наталья Аксентьева (klyaksina) wrote,
Наталья Аксентьева
klyaksina

Category:

31 августа 2017 года. Зачердынье, день 1, часть 6. Пянтег



Пянтег — село в Чердынском городском округе.
Численность населения по данным на 1 января 2019 года: 416 — зарегистрированных, 296 проживающих.

Упоминается в письменных источниках с 1579 года.

И. Я. Кривощёков описывал Пянтег так






(«Пермь Великая, ее живая старина и вещественные памятники: археологическо-этнографические заметки по Чердынскому уезду с картой»).

Главная достопримечательность села — Богородицкая церковь — самое старое деревянное строение на Урале.

Георгий Николаевич Чагин описывал её так: «Основу церкви составляет бревенчатый, срубленный от земли в обло шестигранный сруб. Его верх перекрыт пологой шестискатной крышей с небольшой главкой и крестом. С востока в шестерик врублена прямоугольная алтарная апсида, верх которой расширен повалами и перекрыт двускатной крышей. На западной стороне, обращенной к реке, — крыльцо. Для освещения в стенах прорублены квадратные и прямоугольные окна. На давность всей постройки указывают толстые косяки-колоды и пазы прежних волоковых окон.
Но описанный вид церкви не является изначальным. Шестерик на подклете (он убран в начале XX века) завершался открытым ярусом звона и высоким шатром. Зная об этом, можем мысленно представить, какой это был уникальный памятник местного зодчества. С севера, запада и юга церковь опоясывала открытая галерея, на которой возле северной стены стояла лестница для подъема на чердак. От этой конструкции сохранилась только дверь в верхней части сруба и остатки балок выносной площадки. Шестериковая форма сруба, часто используемая в оборонительном зодчестве, и верхняя дверь на чердак наводили некоторых исследователей на мысль, что для церкви была приспособлена сторожевая башня. Считали, что дверь могла служить для подъема на дозорную вышку. Предположение о первоначальном использовании здания в оборонительных целях подкрепляется и всем обликом памятника. Уж слишком редка для церкви его форма и слишком удобно для обозрения его местонахождение — в излучине Камы, откуда река далеко просматривается в двух направлениях.
До недавнего времени загадочным оставалось и время создания памятника. Предполагали разные даты, даже 1500 год. В 1982 году нам впервые удалось в дозорной книге Чердынского уезда 1707 года встретить точную дату — 1617 год. XVII веком датируется и материал, полученный в 1983 году при археологическом изучении памятника.

Дозорная книга 1707 года является уникальным источником для изучения деревянного зодчества Северного Прикамья. В ней имеются описания всех церквей с указанием года возведения. В 1707 году в Чердынском уезде две церкви были каменные (в погостах Верх-Боровая — 1678 года, в Ныробе — 1705 года), и тридцать семь деревянных. Сведения из достоверного источника позволяют говорить о состоянии развития деревянного зодчества на протяжении конца XVI — начала XVIII века. Четыре церкви в погостах Вильва, Вильгорт, Покча, Янидор были «строены в давних годах» — в XVI веке. Во время составления дозорной книги старше Богородицкой церкви Пянтега было еще три — в соседнем погосте Лимеже 1598 и 1608 годов и в погосте Губдор 1608 года. Время возведения остальных церквей выглядит таким образом: в 1623-м — три (Цидва, Тайны, Юксеево), в 1628-м — три (Мошево, Чигироб, Дуброво), в 1631-м — одна (Бондюг), в 1639-м — одна (Редикор), в 1665-м — одна (Искор), в 1668-м — одна (вторая, Ильинская церковь в Пянтеге), в 1673-м — одна (Анисимово), в 1675-м — одна (Ныроб), в 1677-м — две (Верх-Язьва, Шакшер), в 1678-м — одна (Чердынь), в 1692-м — две (Чердынь, Покча), в 1694-м — одна (Кольчуг), в 1697-м — одна (Серегово), в 1699-м — одна (Покча), в 1700-м — две (Вильгорт, Коса), в 1701-м — три (все в Чердыни), в 1704-м — одна (Чердынь), в 1706-м — две (Чердынь, Янидор), в 1707-м — одна (Чердынь).
Такое непрерывное строительство могло идти только при наличии в крае достаточно подготовленных артелей мастеров. Строительные приемы, использованные в Богородицкой церкви Пянтега, убеждают нас в том, что основу артелей составляли местные плотники, одинаково владевшие и навыками возведения жилых и хозяйственных построек. Так, северное окно апсиды и северовосточное окно храмовой части оформлены толстыми брусьями такой же конфигурации, что и двери поздних амбаров и клетей на крестьянских усадьбах в Пянтеге и соседних деревнях Мелехино, Амбор, Яранино. Ранней хозяйственной постройкой с такими дверями нам был известен амбар 1730 года, который еще лет десять назад сохранялся в самом Пянтеге.

У жителей Пянтега и близлежащих деревень можно услышать старинную поговорку: «Шишигина — булыгина, Печинки — лучинки, Амбор честной, Пянтег праведный». О двух первых поселениях — деревнях Шишигина и Печинки, что находятся за Камой, — сказано, конечно, в шутку, а об остальных — всерьез. К Амбору «честному» и Пянтегу «праведному» постоянно обращались сплавщики, чтобы удачно провести плоты возле опасного места на Каме — заводей и островов между Амбором и Пяктегом. Вспоминали о них, если нужно было предостеречься от злых духов. Амбор и Пянтег были местными языческими божками. Неспроста же в Пянтеге почиталась священная роща, в которой стояла деревянная церковь»

(«На древней пермской земле», 1988 г.).



















Недалеко от церкви памятник участникам Великой Отечественной войны



Tags: Культовые сооружения, Пянтег, Район ПК Чердынский, Скульптуры, Съездили
Subscribe

promo klyaksina октябрь 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments