Попав из благословенного Зауралья в здешния убогия места, невольно удивляешься быстрой перемене всех условий жизни и главных интересов: нет ни золота, ни платины, ни драгоценных камней, ни степного пригонного скота, ни бойкой хлебной торговли, ни зауральских рыбных озёр, и разговоры идут только о соли, о лесе, о торговле печёрской рыбой, о беличьем промысле, о чердынском рябчике — и только. Всё происходит в самых скромных размерах, точно самая жизнь втиснута совсем в другой масштаб. Краски не блещут здесь особенной яркостью, а красноречие цифр только раскрывает общую бедность. Но за этой неказистой действительностью стоит длинное историческое прошлое и по разным углам сохранились замечательные памятники старины. Если история Зауралья начинается с похода Ермака, то здесь нужно накинуть еще сотни лет. Можно пожалеть, что почти вся эта почтенная старина отчасти выгорела, а отчасти остаётся в неизвестности. Сохранились, главным образом, церковные древности. Так, в Николаевской церкви в Усолье — Евангелие 1603 года, написанное одною из именитых женщин фамилии Строгановых. Уставное письмо красиво и отчётливо, с раскрашенными заставками; вместо «у» везде «оу», после «ш» и «с» везде поставлен юс; встречаются титлы, каких уже не употребляют. Листы скреплены такой подписью: « Лета 7111 августа в 31 день сия книга Евангелие напрестольное домовое, церковное всемирного воздвижения честного и животворящего креста Господня в городе на Устье на Орле над Камою рекою Усть Уявы (Яйвы) реки. Положение Никиты Григорьевича сына Строганова к своей вотчине для своего поминовения заздравного и для своих родителей за упокой». Это Евангелие хранилось в Орле-городке, а в 1828 г., по указу пермской консистории, перенесено в Усолье. В церкви села Кудымкор сохранился колокол с латинской надписью: «Аnnо 1647 gloria Soli Deo». По сельским церквам можно встретить и «де-Иисус на красках», и запрестольную «Пятницу», и разные приклады сканного и басманного дела — гривы, венцы, оклады.
Д. Н. Мамин-Сибиряк
1888 г.
Journal information