Раньше на этом месте стояла небольшая стела, сваренная из деталей автомобиля. Сейчас она хранится в Бийске в музее Чуйского тракта.
Решение о создании нового памятника было принято в 2012 году к 90-летию Чуйского тракта. В том же году на постаменте появился какой-то грузовик, не тот, что стоит сейчас, а официальное открытие памятника в его нынешнем виде состоялось 9 сентября 2014 года.
Конечно, дорога до Монголии существовала и до 1922 года, но большей частью в виде вьючной тропы. 26 мая 1922 года было издано постановление ВЦИК РСФСР, определяющее тракт как дорогу государственного значения.
Несмотря на присвоение такого статуса, строительство дороги то начиналось, то прекращалось, и в 1933 году вышло Постановление Правительства по народному комиссариату внешней торговли СССР, согласно которому Чуйский тракт стал считаться военизированным. В приказе по управлению Чуйского тракта говорилось: "Работники тракта должны помнить, что они указанным актом Правительства приравнены к славным бойцам Красной Армии в условиях мирного строительства социализма".
Как и на многих великих стройках того времени, на Чуйском тракте использовался труд заключённых. Вдоль дороги стояли "командировки" 7-го отделения СИБЛАГа, в том числе, женские. Работы велись ударными темпами, "с перевыполнением норм" и в основном вручную: валили лес, пробивали скалы, отсыпали дорогу. Показатели смертности зашкаливали — "образцовый тракт" строился буквально на костях.
Уже в 1934 году был проведён первый автопробег — дорога от Бийска до границы с Монголией стала пригодна для движения автотранспорта.
На Чуйском тракте и сейчас есть опасные участки, а в 1930-е не было ни асфальта, ни указателей, ни ограждений.
Нередко машины срывались с дороги, а водители погибали.
И, как птица, тут грузная АМО
Вбок рванулась, пошла под откос,
И в волнах серебристого Чуя
Он погиб, не увидевши грёз.
— строки из песни про Кольку Снегирёва. В 1930-е её сочинил Михаил Петрович Михеев, ставший впоследствии писателем, основателем литературного объединения "Клуб любителей фантастики" при Новосибирской писательской организации. А в те годы Михаил Петрович работал электриком на бийском авторемонтном заводе, обслуживающем машины, ходившие по Чуйскому тракту. Водители часто рассказывали истории о своих дорожных приключениях. Одним из рассказчиков был друг Михаила Михеева — Николай Павлович (Колька) Ковалёв. А его подругу, работавшую кондуктором на автобусе, звали Ираида. Так появились герои песни — Колька Снегирёв и Рая. К счастью, судьба прототипов героев песни сложилась иначе: Николай Павлович и Ираида Никифоровна поженились и прожили долгую жизнь.
Песня стала народной, поэтому слова в разных версиях разные. Вот пара вариантов того же куплета:
И как птица зеленая АМО,
Вбок рванулась... и книзу упал,
И в волнах серебристого Чуя
Он кабиной мелькнул и пропал.
С поворотом не справилась "АМО",
И упала вдруг в воду реки
Так погиб Снегирёв в волнах Чуи
Не спросив у Раисы руки...
Чуя
Напротив памятника, на горе, сохранился участок старого Чуйского тракта, можно подняться по указателю и посмотреть, какой раньше была дорога
Указатель
Наклонная "полочка" в середине горы — старый Чуйский
Мы подниматься не стали — по старому тракту во второй день путешествия накатались.
Трек Урсул — Чибит — 149 километров: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=wnzskwdniohwwzcz
Карта
Ссылки на предыдущие посты
14 августа. Большой Алтай — 2016. День 1. Белокуриха-2: http://klyaksina.livejournal.com/1221997.html
15 августа. Большой Алтай — 2016. День 2, часть 1. Старый Чуйский: http://klyaksina.livejournal.com/1228968.html
15 августа. Большой Алтай — 2016. День 2, часть 2. Семинский перевал: http://klyaksina.livejournal.com/1231969.html
15—16 августа. Большой Алтай — 2016. Ночёвка у "дачи Путина": http://klyaksina.livejournal.com/1234468.html
16 августа. Большой Алтай — 2016. День 3, часть 1. По Чуйскому тракту: http://klyaksina.livejournal.com/1238571.html
16 августа. Большой Алтай — 2016. День 3, часть 2. Петроглифы, стелы и оленные камни: http://klyaksina.livejournal.com/1240876.html
Технопамятники:
— Гаубица Д-1 в Черге: http://klyaksina.livejournal.com/1179980.html
— ГАЗ-51 в Усть-Семе: http://klyaksina.livejournal.com/1189124.html
Въездные знаки:
— Бийский район: http://klyaksina.livejournal.com/1175439.html
— Алтайский край (серпантин): http://klyaksina.livejournal.com/1176885.html
— Россоши: http://klyaksina.livejournal.com/1177674.html
— Сараса: http://klyaksina.livejournal.com/1178140.html
— Алтайский район: http://klyaksina.livejournal.com/1178784.html
— Шебалинский район: http://klyaksina.livejournal.com/1179405.html
— Онгудай: http://klyaksina.livejournal.com/1181546.html
— Улаганский район: http://klyaksina.livejournal.com/1182035.html
— Акташ: http://klyaksina.livejournal.com/1182321.html
— Жана-Аул: http://klyaksina.livejournal.com/1183193.html
— Тобелер: http://klyaksina.livejournal.com/1183810.html
— Кокоря: http://klyaksina.livejournal.com/1184149.html
— Кош-Агач: http://klyaksina.livejournal.com/1184700.html
— Кош-Агачский район: http://klyaksina.livejournal.com/1185146.html
— "Земли Еловские": http://klyaksina.livejournal.com/1185702.html
— Усть-Канский район: http://klyaksina.livejournal.com/1186187.html
— Талица: http://klyaksina.livejournal.com/1186946.html
— Козуль: http://klyaksina.livejournal.com/1187866.html
— Майма: http://klyaksina.livejournal.com/1191121.html
— Алтайский край (Чуйский тракт): http://klyaksina.livejournal.com/1191454.html
Journal information