Полвека существует Советская власть. Громадные изменения произошли за это время в жизни нашей Родины. Неузнаваемыми стали все республики, края и области могучей Страны Советов. Помолодел, набрался новых сил и седой Урал — становой хребет индустриальной мощи социалистической отчизны. А как изменилось наше родное Прикамье!
Из глухого уголка самодержавной России, места ссылки борцов за свободу и счастье народа, Прикамье превратилось в развитый промышленный край с машиностроением и химией, играющими видную роль в международном социалистическом разделении труда, с лесопереработкой и цветной металлургией. Более чем в 130 раз возросло промышленное производство Пермской области по сравнению с дореволюционным временем!
Главные подземные кладовые нашего края были открыты после Великого Октября. Это — самое большое на земном шаре Верхнекамское месторождение калийных солей, крупные запасы нефти, значительные россыпи алмазов Вишеры, уступающие лишь кимберлитовым трубкам Якутии. Да и те природные богатства, что служили людям ещё до революции, можно сказать, заново открыты в советские годы — настолько возросли наши знания о них.
За годы Советской власти в нашем крае возникло одно из крупнейших в СССР производство минеральных удобрений. Комбинат в Соликамске, заложенный в день десятилетия Октябрьской революции, был первым в стране предприятием калийной промышленности. Потом появился ещё более мощный его собрат в Березниках. Ныне сооружаются ещё два комбината, причём один из них — второй Березниковский — будет сдан в эксплуатацию в этой пятилетке. Растёт выпуск азотных и фосфорных удобрений, ядохимикатов, красителей, соды, продуктов нефтехимии и сотен других изделий стремительно развивающейся большой химии Западного Урала. Детищем Октября является по существу и лесная промышленность Прикамья. По заготовкам древесины наш край занимает ведущее место в стране. Наши целлюлозно-бумажные комбинаты, построенные в советские годы, прочно первенствуют в общесоюзном производстве бумаги. Флагман бумажной промышленности в Прикамье — Соликамский ЦБК является главным поставщиком газетной бумаги в СССР.
Машиностроение и металлообработка были развиты в Прикамье и раньше. Но они претерпели такие изменения в советское время, что фактически стали новыми отраслями промышленности. Крупнейшим машиностроительным предприятием стал четырежды орденоносный Мотовилихинский завод имени В.И. Ленина. Мотовилихинцы вписали не одну замечательную страницу в героическую летопись революционной борьбы русского рабочего класса. Событием всероссийского значения было вооружённое восстание рабочих Мотовилихи в декабре 1905 года. Неоценимый вклад внесли они и в строительство нового Урала: высококвалифицированные мастера своего дела, впитавшие трудовой опыт многих поколений металлистов, умельцы из Мотовилихи влились в рабочие коллективы ряда гигантов машиностроения, возникших в годы индустриализации, — свердловского "Уралмаша", пермского моторостроительного завода имени Я.М. Свердлова и многих других предприятий.
Ничего, кроме стен второстепенных корпусов, не осталось от дореволюционных времён на старейшем в Перми машиностроительном заводе имени Ф.Э. Дзержинского. На месте лесной чащобы выросли велосипедный завод и завод "Камкабель" — пионеры внедрения новой системы планирования и экономического стимулирования производства.
Машиностроители Западного Урала дают стране и на экспорт бензомоторные пилы, турбобуры, установки разведочного бурения, телефонные аппараты и много других машин, механизмов и металлоизделий для лесной, горнодобывающей и других отраслей промышленности, для транспорта, связи и широкого народного потребления.
Практически заново создана топливно-энергетическая база Прикамья. Нефтяная промышленность края переросла рамки местной отрасли народного хозяйства и по объёму нефтедобычи вышла на пятое место в стране. Энергию полноводной Камы используют две крупные гидростанции — Камская и Воткинская. Мощные электроцентрали построены в Перми, Соликамске, Березниках, Яйве, Губахе, Краснокамске. Линии высоковольтных передач несут электроэнергию многим населённым пунктам нашего края.
Выросли крупные современные предприятия промышленности строительных материалов и строительной индустрии во главе с Горнозаводским цементным заводом. Заново возникли швейная, трикотажная, хлебопекарная, маслодельная, кондитерская и другие отрасли промышленности, вырабатывающие товары народного потребления.
Из мелкого и раздробленного превратилось в крупное и механизированное сельское хозяйство края.
В корне преобразился транспорт. На магистральных стальных путях электровозы и тепловозы на высоких скоростях водят большегрузные составы. Современные суда новых типов бороздят воды Камы и её притоков. Появились такие виды транспорта, как автомобильный, воздушный трубопроводный.
С бурным развитием производительных сил Западного Урала тесно связан рост городских поселений. Если в 1926 году на карте нашего края было 9 городов, то теперь — 25 городов и 54 посёлка городского типа; городское население по сравнению с 1926 годом увеличилось в 7 раз — с 0,3 до 2,1 миллиона человек! Выросли новые города — Березники, Краснокамск, Гремячинск, Чайковский, Горнозаводск, Чернушка. Обновились Соликамск и Кунгур, города-ветераны уральской промышленности—- Кизел и Губаха, Лысьва и Чусовой. Из "среднего" губернского города Пермь превратилась в крупный индустриальный и культурный центр Советской страны.
Из года в год повышается благосостояние жителей Прикамья. К услугам населения края — школы и больницы, библиотеки и театры, техникумы и вузы, радио и телевидение, газеты и кино. Лишь память людская, книжные строки, архивные документы да музейные экспонаты напоминают о безысходной нужде и тяжёлой жизни трудового люда на старом, дореволюционном Урале.
Навсегда ушла в прошлое национальная рознь. В дружную семью сплотились представители различных национальностей — русские и татары, коми-пермяки и башкиры, удмурты и чуваши. Коми-пермяцкий народ, обречённый в царской России на вымирание, создал свой национальный округ.
Славный и нелёгкий путь прошли вместе со всем советским народом труженики Западного Урала. Подводя итоги своим героическим деяниям, они уверенно смотрят вперёд.
В 1,7 раза вырастет промышленность области за пятилетие с 1966 по 1970 год. Предстоят строительство, реконструкция и ввод в эксплуатацию более 160 промышленных предприятий и крупных цехов. Высокими темпами будут наращиваться мощности предприятий цветной металлургии, особенно по добыче алмазов, а также химической, нефтеперерабатывающей, целлюлозно-бумажной, нефтедобывающей отраслей, отдельных видов машиностроения и промышленности строительных материалов. Благодаря вводу в строй Чайковского комбината шёлковых тканей, одного из крупнейших в стране, резко увеличится роль лёгкой промышленности в территориально-производственном комплексе Западного Урала.
Необходимо решить неотложные задачи по совершенствованию структуры этого комплекса. Среди них — проблему всестороннего использования сырья и утилизации отходов, в первую очередь в калийной, лесной и нефтяной отраслях промышленности. От сбросов неочищенных промстоков задыхается Кама. Срочные меры требуется предпринять для оздоровления воздушного бассейна Соликамска, Березников, Губахи, Чусового, Перми.
Ждут разрешения сложные и острые вопросы регулирования системы городских поселений нашего края. С одной стороны, чрезмерно растёт областной центр — Пермь; с другой — развитие некоторых городов и посёлков замедлилось, некоторые из них даже теряют своё население. Таковы, например, поселения угольщиков Кизеловского бассейна. Они интенсивно росли в тридцатые-сороковые годы вместе с расширением добычи топлива в тогдашней "уральской кочегарке", а теперь из-за отработки ряда шахт лишаются градообразующей базы. Необходимо скорее решать вопросы строительства здесь новых предприятий иных отраслей промышленности.
Сельское хозяйство Прикамья нуждается в коренном улучшении культуры земледелия, повышении плодородия земель, увеличении урожайности в растениеводстве и продуктивности в животноводстве. Пора приступить к реконструкции сельского расселения, сложившегося применительно к отсталой технике и технологии индивидуального крестьянского хозяйства.
Серьёзным тормозом развития экономики области является крайний недостаток благоустроенных автомобильных дорог.
Но это трудности роста. Они преодолимы. Трудящиеся области прилагают все усилия, чтобы выполнить исторические решения XXIII съезда КПСС, поднять народное хозяйство на новый, более высокий уровень и этим самым внести свой весомый вклад во всенародное дело строительства коммунизма.
М.Н. Степанов
("Календарь-справочник Пермской области", 1967 год)
Journal information