Представьте себе, идёте вы по улице, по степи, где угодно, и видите несколько разбросанных кусков железной руды. Боже вас сохрани закричать: руда! залежи! И ещё того менее думайте о приобретении сей рудоносной земли.
Вот это самое стали проделывать новые уральские "академисты". Наехало на Урал, как известно, видимо-невидимо всяких покупателей его богатых недр. Собралась кучка местных попросту мужичков — хозяев земли и задалась целями "высшего специального образования": "Как бы это поддеть покупателей, уж очень они разгорелись на горные-то наши богатства. Таким людям можно иное всучить и невесть что. Открываем, братцы, "горную академию"!
Является к братцам желающий:
— Есть, мол, руда?
— И-и, сколь хошь! Купи, батюшка, нам и неохота возиться с нею.
— А где?
— Да вот.
И показывают с места в карьер, тут же. Руды, действительно, снаружи довольно. Купил. Собрал куски, полез копаться, ан там, внутри-то, хоть шаром покати, одна глина, либо чистый песок. Руды — ни малейшего намёка. Набросали продавцы сверху и продали. Покупатель не будь прост, скандала не затевает, а сам проделывает то же самое и сбывает другому. Вот какие рудоносные земли объявились на Урале, и вот, главное, какое "жульё" завелось здесь.
Следует ждать ещё чего-нибудь в этом роде. С наплывом чаятелей мгновенных обогащений, с ужасающим развитием этой горячечной погони Урал быстро деморализуется. Он начинает жить жизнью пресловутых портовых городов, — жизнью приключений, азарта, отчаянного объегоривания, облапошивания и всяческого стяжательного беснования.
Кри-Кри. 26 сентября 1898
("Прогулки по старой Перми: Страницы городского фельетона конца XIX - начала XX в.")
Journal information