Наталья (klyaksina) wrote,
Наталья
klyaksina

6 июля. Липка — эстонский праздник на пермской земле



Новопетровка — деревня в Октябрьском районе Пермского края, входит в состав Щучье-Озёрского сельского поселения.
Численность населения по данным переписи 2010 года 127 человек.

Датой основания Новопетровки считается 1895 год, когда переселенцы из Эстонии основали здесь хутор Даго — по названию эстонского острова (он же Хийумаа).

Из книги "Эстонцы в Пермском крае: очерки истории и этнографии" (С.А. Шевырин, А.В. Черных, Т.Г. Голева): "Как утверждают эстонские предания, информация о возможности переселения и получения земли была получена из газетных объявлений: «Здесь был помещик Жуковский, он дал объявление. Этот помещик дал объявление в газету, что он продает землю тут. Он сам купил когда-то эту землю. А тут когда-то башкиры были начальством, командовали. Потом земли остались пустыми, продавали эту землю. Приехал какой-нибудь русский человек и покупал. У нас тут Жуковский был, за Тюйным озером другой помещик – Зеленцовский. Потом Жуковский дал объявление в газету, дескать, продает землю, какой ценой. Эстонцы, кто маленько зажиточные были, те собрались, приехали сюда посмотреть сперва, понравилась местность. Правда, местность у нас неплохая тут, хорошая. Всё было лес. Так же они тут устроились жить…»
(...) Как отмечают документы, первые эстонские переселенцы, приехавшие 12 домохозяйствами, были выходцами «…из Эстляндской губернии – 11 домохозяев и из Лифляндской губернии – 1».
(...) Главной причиной переселения эстонцев в Прикамье, как и всего миграционного движения эстонцев на восточные земли России, явилось малоземелье и безземелье на старой родине, а также каменистая и малоплодородная почва островов Хийумаа и Сааремаа. Наглядно причины переезда также раскрывают записанные в Новопетровке исторические предания: «А там сильно каменна земля была. И земли мало было. У отца в семье 12 человек было, что ли. Не хватало земли. Пришлось выехать… Они сюда приехали, сразу дали им землю»; «Наши жили на острове Хийумаа. Но там гольно камень. Там питаться-то нечем было, кроме рыбы. Коров даже кормили рыбой. Вот за то оттуда и уезжали. Так они там за то уехали, что не было пахотной земли, кормиться нечем было. Вся Эстония бедная была насчет земли». Известно в Новопетровке и другое предание, согласно которому в числе причин, вызвавших переселение, наряду со скудностью и малым количеством земли, называют и близость моря: «Старики рассказывали, что женщины все были недовольны, что море близко, даже к самым крыльцам вода подходила, даже скотина тонула. Вот женщины и боялись, что дети утонут, поэтому и подговаривали мужиков. Так говорили»".


В ночь с 6 на 7 июля в Новопетровке празднуют Липку.

По преданию когда-то давно жёны рыбаков с острова Даго в сильный шторм подожгли стоявшую на берегу старую липу. "Маяк" помог рыбакам, ушедшим в море, вернуться домой.

Сейчас "остров Даго" окружает не море, а прекрасный многонациональный Октябрьский район (http://klyaksina.livejournal.com/639738.html). Поэтому из эстонского праздник стал общенародным и "оброс", раз уж отмечается в ночь на Ивана Купала, купальскими обрядами.

Говорят, хорошо отдыхает тот, кто хорошо работает: "Липка" началась с конкурса косарей. Судьи оценивали скорость, качество уборки травы и размер копны. Соревнования были командными: один участник косил, второй сгребал, а третий в это время... вязал веники, которые затем ушли с аукциона


Участники






























Наш видеооператор Муж мой — alkok



Жюри. Богатырь — глава Щучьё-Озёрского сельского поселения Могильников Вячеслав Анатольевич



Пока судьи совещаются, гостей поливают водой


Аукцион веников





На сцену один за другим выходили коллективы из Октябрьского и Пермского районов, правда, эстонских номеров было маловато
















Иван Купала (в "обычной жизни" — заместитель начальника управления культуры, спорта и молодежной политики администрации Октябрьского района) и Аграфена Купальница






Кроме концертной программы были конкурсы (плетение венков со "сватовством", подготовка к прыжкам через костёр — прыжки через сено (победила 70-летняя участница!), поиски "цветка папоротника"). Работали волейбольная и детская площадки, торговые ряды













И вот главное действо! До праздника в лесу выбирают высохшую полую липу, перевозят в деревню, набивают берестой и вечером поджигают. Рядом с липой гора бересты, чтобы подбрасывать
В этом году Липку зажигала семья, которая привезла и подготовила дерево














Разжигают и костры, через них прыгают "на деньги, любовь и удачу", что загадаешь при прыжке, то и сбудется














Если дерево горит хорошо, то и год будет хорошим.

Говорят, праздник продолжается, пока горит Липка. Не могу сказать, так ли это — в двенадцатом часу мы уехали спать на берег реки Атер.

Про дорогу: до Щучьего Озера асфальт, от Щучьего Озера до Новопетровки — 20 километров — грунтовка не очень хорошего качества, но ехать можно. На повороте стоит указатель "Все на Липку"





Эти же знаки установлены на каждом повороте до самой поляны — отдельное спасибо организаторам за грамотную навигацию. Но если ехать к самому началу праздника, не даст заблудиться поток машин, движущихся в нужном направлении. Гости едут из разных поселений Октябрьского района, других районов Пермского края и из соседних регионов. В этот раз была даже компания сербов; как сказала ведущая: "Наконец-то вышли на международный уровень" )))

Так что в следующем году — "Все на Липку!"
Tags: #59fest, 59 фестивалей 59 региона, Новопетровка, Район ПК Октябрьский, Съездили, Фестивали
Subscribe
promo klyaksina october 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments