Но сначала немного истории.
Строительство Камской ГЭС началось ещё в 1934 году, но в 1937 было законсервировано — выяснилось, что проект не соответствует геологическим условиям. Новый проект ГЭС было утверждён в 1948 году, а строители ехали в Молотов уже в 1944 году — сюда прибывали первые механизмы, рядом с будущей плотиной строились бетонные и арматурные заводы, реконструировался созданный в 1934 году лесокомбинат. Одновременно возводились жилые дома, школы, детские сады, кинотеатр, больничный комплекс, магазины и столовые.
В 1950 году построена ряжевая перемычка первой очереди станции — огромная конструкция в виде буквы "П" с опорой на правый берег.
В 1951 году, 18 июня, началась укладка бетона. Первая машина с бетоном
В 1953 году Каму полностью перекрыли. Весной 1954 года началось наполнение Камского водохранилища. 1 мая по западной нитке шлюза пропустили первый катер "Камгэс-20", а 11 мая первое крупное судно — буксирный пароход "Богдан Хмельницкий", следом за ним прошёл буксир "Лейтенант Здоровцев", 12 мая - первый пассажирский пароход "Иван Папанин". По восточной нитке 17 мая первым прошёл буксир "Плотовод" с двумя наливными баржами. Правда, дальнейшая эксплуатация выявила недостатки в конструкции шлюза, но довольно быстро все проблемы были решены (кстати, после паводка 1955 года пришлось дорабатывать и щиты секций плотины — на Камском гидроузле многие конструкции применялись впервые в стране и даже в мире, изменения в проекты вносили на ходу).
18 сентября этого же года в 9 часов 59 минут был пущен первый гидроагрегат. В 1956 году строительство ГЭС было завершено, а в 1964 году Госкомиссия приняла ГЭС в постоянную промышленную эксплуатацию.
А. Ф. Васильев, главный инженер строительства, писал: "Следует, прежде всего, сказать, что по своей конструкции Молотовский гидротехнический узел уникален. Впервые в истории мировой гидротехники на Каме была практически разрешена технически сложная проблема совмещения плотины и гидростанции в едином сооружении, путём размещения всех 24 агрегатов не в специальном здании, а в самом теле плотины. По своим масштабам Камская ГЭС также является весьма незаурядным сооружением. В тяжёлых геологических условиях, на огромной реке (с расходом воды свыше 20 тысяч кубических метров в секунду) были возведены сооружения протяжённостью в два с половиной километра и в том числе четырёхсотметровая железобетонная плотина.
То же самое можно сказать и о судоходном шлюзе гидроузла. Его две параллельные нитки, разделённые на шесть камер длиною свыше четверти километра при ширине в 30 метров каждая представляют, несомненно, новое слово в мировой практике шлюзостроения. При этом стенки камского шлюза впервые сделаны не из бетона, а из металлического шпунта, были установлены откатные ворота докового типа и применена электровозная тяга плотов. Такая конструкция шлюза позволит с минимальным расходом воды пропускать за навигацию 15-20 миллионов кубометров древесины в плотах, что очень важно для большой сплавной реки, какой является Кама.
Таким образом, можно утверждать, что отделение Большой Волги "Гидроэнергопроекта" спроектировало, а коллектив Камгэсстроя создал совершенно новое гидротехническое сооружение, не похожее на всё то, что мы знали прежде".
Вернёмся к потернам. А. Байлов, бригадир участка гидроизоляции: "Уровень воды в водохранилище поднят на 21 метр по сравнению с уровнем нижнего бьефа. Естественно, что вода с огромной силой давит на железобетон, она стремится проникнуть в основание, найти лазейку в прослойках гипса, которыми богат грунт. Если против этого не принять мер, то получится фильтрация вод под плотину. Всё это в конце концов может привести к ослаблению основания и сдвинуть сооружение, каким бы крепким оно ни было. Чтобы этого не случилось, коллектив нашего участка в сравнительно короткий срок создал ряд противофильтрационных завес большой плотности. Об этом следует рассказать подробнее.
Для защиты основания станции от вод прежде всего был построен так называемый понур. Это довольно большая водонепроницаемая площадка перед плотиной, которая препятствует проникновению воды под основание плотины. У нас на Каме понур представляет собой своеобразный многослойный "пирог" из асфальта, битуматов, гравия, суглинка и бетона. Через такую многослойную защиту трудно воде проникнуть в грунт и подкопаться под плотину при любом напоре.
Но проектировщики Камского гидроузла не остановились на этом. А что, если вода найдёт себе путь под землю до плиты понура, проникнет под неё и направится к плотине? Чтобы этого не случилось, коллектив экспедиции создал перед понуром ещё одну искусственную преграду - цементационную завесу, или, как назвали её строители, подземную плотину. Что же из себя представляет эта плотина?
Вдоль плотины понура бурятся скважины глубиной по 50-60 метров. В них насосами под большим давлением нагнетается жидкий цементный раствор. Цемент проникает в трещины и пустоты земли, заполняет их и схватывается, закрывая пути для проникновения воды.
Особенностью подземной плотины Камской ГЭС является возможность её ремонта в период эксплуатации. Для этого над завесой по дну реки устроена цементационная потерна.
Цементационная потерна представляет из себя бетоный туннель, проложенный параллельно плотине. Размеры её достаточны для того, чтобы при помощи станков производить бурение дополнительных скважин и закачивать в них цементный раствор, если в этом будет необходимость.
Надо заметить, что создание цементационной завесы потребовало много труда и материалов. Достаточно сказать, что общая длина скважин этой подземной плотины превышает сто километров. Для приготовления раствора понадобилось много тысяч тонн цемента.
Но и это не всё. А вдруг какой-то части воды всё-таки удастся проникнуть и через подземную плотину? Тогда рано или поздно она всё равно дойдёт до основания и сделает своё коварное дело. На этот случай инженеры запроектировали, а мы построили специальную дренажную потерну. Это сооружение представляет из себя ряд глубоких скважин большого диаметра, расположенных поперёк реки между подземной плотиной и станцией. Расчёт здесь очень прост. Прорвавшись через цементационную завесу, вода, естественно, будет искать путь наименьшего сопротивления. Она обязательно наткнётся на один из таких колодцев-ловушек. Здесь проникшая под понур вода будет улавливаться и откачиваться специальными насосами,расположенными в бетонной камере дренажной потерны. Чтобы наблюдать за работой насосов, можно заходить в эту камеру и сейчас, когда всё скрыто толстым слоем воды".
Дренажная потерна
Насос
Смотровая потерна. Здесь установлены датчики давления, температуры и другие приборы, позволяющие следить за состоянием плотины
Сталактиты из кальцита — натечные техногенные образования
Вход
(Использованы материалы сборника статей "Строители Камской ГЭС", 1956 год)
Journal information