Наталья (klyaksina) wrote,
Наталья
klyaksina

Первые народные

90 лет назад, 14 марта 1927 года, Пермский театр рабочей молодёжи (ТРАМ) — родоначальник Пермского академического Театра-Театра — представил публике свой первый спектакль — "Броненосец Потёмкин".

Правда, в "Календаре-справочнике" пишут, что было это 19 марта...

"В день открытия ХХIII съезда КПСС на улицах Перми появились афиши, извещавшие о премьере Октябрьской поэмы В. Маяковского «Хорошо!» на сцене Пермского народного драматического театра. И никого из пермяков не удивило, что народный театр осуществил такую сложную постановку.
Жители города знают, что народные театры — музыкальной комедии при Дворце культуры имени Я. М. Свердлова, драматические при Дворце культуры имени В. И. Ленина и при Доме культуры железнодорожников берутся за большие полотна и с успехом справляются с ними. Но, вероятно, немногим известно, что первые народные театры возникли лишь после Великой Октябрьской социалистической революции, 40 лет назад.
В Перми первый народный театр — ТЮЗ — открыл свой первый сезон 22 ноября 1926 года спектаклем «Оливер Твист» и сразу же привлек к себе внимание пермяков. К весне 1927 года его коллектив насчитывал 37 артистов — учащихся школ города. К этому времени театр показал 20 спектаклей, которые ставились на сцене городского театра и в клубах. Просуществовал ТЮЗ до начала 1928 года и показал юным пермякам спектакли «Маугли», «Хижина дяди Тома», «Красные дьяволята» и несколько других.
Наряду с ТЮЗом и на его базе возник в Перми театр рабочей молодежи— ТРАМ. Вопрос об организации театра рабочей молодежи подняли окружной и городской комитеты ВЛКСМ и общественные организации города. Осенью 1926 года, когда ТЮЗ уже начал свою работу, в газете «Звезда» появилось объявление о создании еще одного самодеятельного театра — ТРАМа. Коллектив театра объединял до 35 молодых рабочих и служащих, половина из которых впервые пришла на сцену.
19 марта 1927 года новый театр показал свою первую работу — спектакль «Броненосец Потемкин». Спектакль был тепло принят зрителем. «Художественно-постановочная часть исполнена безукоризненно», — писал в своей докладной инспектор окрполитпросвета. Первые два спектакля посетило 1350 зрителей.
Дальнейшие спектакли театра — «Ужовка» и «Константин Терехин» показали, что Пермский ТРАМ становится на верный путь. В последнем спектакле обращали на себя внимание молодые самодеятельные актеры Владимир Емельянов и Матвей Крендель.
Однако к лету 1927 года работа театра несколько ослабла, а затруднительное финансовое положение заставляло думать о его закрытии. Театр не имел своего помещения, занимая совместно с ТЮЗом комнату в 16 квадратных метров в подвале Центральной библиотеки. В 1928 году почти весь коллектив ТРАМа уехал в Ленинград.
Окружной комитет ВКП(б), окружной и городской комитеты ВЛКСМ, общественные организации города приложили все усилия для сохранения театра. Был улучшен социальный состав артистов, приглашен новый руководитель.
Новый руководитель Н. Новиков сумел сплотить коллектив, наладил учебу актеров, стали систематически проводиться диспуты и дискуссии о работе театра и его репертуаре. Театр стал все более отражать жизнь молодежи; в своих спектаклях трамовцы рассказывали о соревновании и ударничестве в годы индустриализации («Цеха горят»), о коллективизации сельского хозяйства на урале («Штурм земли»). Особым успехом пользовался спектакль «Плавятся дни», он шел менее чем за полтора года 120 раз.
Всего за сезон 1929 — 1930 годов театр дал 135 спектаклей, причем 92 — за пределами Перми (в Нижнем Тагиле, Лысьве, Свердловске, Теплой Горе и др.). Бригады театра сделали за этот сезон 29 выездов на заводы и фабрики.
Работа театра была высоко оценена общественностью. На Всесоюзной конференции ТРАМов в 1929 году Пермский ТРАМ был признан лучшим в стране после Ленинградского. Но, как все ТРАМы, в это время он испытывал на себе влияние формалистических тенденций: на сцене выступали докладчики, массовые сцены подавались как действия одного человека и так далее.
Особенно остро почувствовал коллектив всю несостоятельность тех творческих позиций, которые были присущи всем ТРАМам, в период работы над пьесой Н. Погодина «Поэма о топоре». Отрицание культуры прошлого, отказ от учебы у профессионального театра, призыв «ликвидировать классиков как класс» — все это сковывало творческий рост коллектива и привело к провалу спектакля Н. Погодина.
Жизнь поставила перед коллективом задачу: быть или не быть? Быть — это означало учиться у профессионального театра, совершенствовать свое мастерство, вводить в репертуар классику. Партийные и общественные организации города, трезво оценив обстановку и возможности коллектива, решили — театру быть и поставили вопрос о превращении его в профессиональный.
В мае 1930 года по инициативе Пермского окружного комитета ВКП(б) трамовцы были освобождены с предприятий для постоянной работы в театре. Через год Пермский ТРАМ был преобразован в областной драматический театр и вскоре переведен в Свердловск.
Поняв необходимость перехода от спектаклей-агиток к репертуару профессиональных театров, необходимость повышения актерского мастерства, коллектив приступил к систематической учебе. В 1933 году в коллектив пришла группа профессиональных актеров, что помогло успешной перестройке театра.
В 1934 году театр получил свое помещение, а в сезон 1935 — 1936 года осуществил постановку спектаклей «Оптимистическая трагедия» Вс. Вишневского, «Слава» В. Гусева, «Гроза» Н. Островского. Пожалуй, самым лучшим спектаклем этого периода была «Оптимистическая трагедия», которая в течение почти семи лет не сходила со сцены. В этом же сезоне театр стал именоваться Свердловским театром имени «Комсомольской правды».
В октябре 1938 года, с образованием Пермской области, театр вернулся в Пермь, но уже не самодеятельным, а профессиональным коллективом, имеющим за своими плечами приличный творческий багаж.
Великий артист нашей эпохи В. И. Качалов в начале 20-х годов писал: «Я глубоко убежден, что самодеятельному искусству в рабочей стране предстоит великое будущее». Великие пророческие слова! В наши дни они стали реальностью, ибо народные театры у нас являются большой силой культурно-эстетического воспитания. Наряду с профессиональными театрами они верно служат делу коммунистического воспитания советского человека.

М. И. Плясова

("Календарь-справочник Пермской области", 1967 год)
Tags: Календарь-справочник (1967)
Subscribe
promo klyaksina октябрь 10, 2012 03:11 22
Buy for 100 tokens
В середине XVI века Аника Строганов, солепромышленник из Сольвычегодска, узнал о богатых соляных источниках Перми Великой и направил к Ивану Грозному своего сына Григория с просьбой о передаче Строгановым камских земель. Вернулся Григорий с жалованной грамотой: "Се яз царь и великий князь Иван…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments